Groupon собрала российские скидки

Основатели российского скидочного интернет-сервиса Darberry полностью выходят из этого бизнеса. Их доли выкупает американская Groupon, контролирующая Darberry уже год

Groupon

интернет-компания. Крупнейшие акционеры: Эрик Лефковски – 28,1% голосов, Эндрю Мэйсон – 19% голосов. Капитализация – $16,16 млрд. Финансовые показатели (МСФО, 2010 г.): выручка – $713 млн, чистый убыток – $413 млн.

Groupon предложила основателям Darberry выйти из бизнеса, и мы приняли это предложение», – сообщил в письме сотрудникам Groupon Russia (бывшая Darberry) ее гендиректор и один из основателей – Виктор Лысенко (копия письма есть у «Ведомостей»). Комментировать факт сделки «Ведомостям» он отказался, сообщив лишь, что покидает пост гендиректора Groupon Russia. Вместо него Groupon Russia возглавит Анна Ская, ранее работавшая в лондонском офисе Groupon, а с марта 2011 г. – содиректор российской компании.

Два близких к Groupon Russia источника подтвердили выход основателей. Их у Darberry пять: Лысенко, Елена Масолова, Алексей Черняк, Иван Владимиров и Олег Козырев.

Darberry начала работать в марте 2010 г. по той же схеме, которую использует и Groupon: пользователи объединяются и приобретают купоны на товары или услуги сторонних компаний с большими скидками (обычно не менее 50%). Уже через полгода контроль над Darberry был продан Groupon. Близкие к участникам сделки источники оценивали ее в сумму до $50 млн. Сделка с Groupon изначально подразумевала полный выход основателей из бизнеса после того, как Groupon разместит акции на бирже, говорит один из собеседников «Ведомостей». IPO состоялось на прошлой неделе: Groupon разместила на NASDAQ 5,5% акций и привлекла около $700 млн. Выплаты основателям Groupon Russia будут длиться несколько лет, говорит другой источник, близкий к этой компании.

Кроме основателей Darberry на деньги Groupon могли рассчитывать и сторонние инвесторы – Kite Ventures и другой инвестфонд. Представитель Kite Ventures отказался от комментариев.

Сумма нынешней сделки, по словам близкого к ее участникам источника, привязана к будущим финансовым показателям Groupon Russia. Groupon финансовые данные по России не раскрывает. Но Масолова в марте 2011 г. говорила журналу Forbes, что в декабре 2010 г. оборот Groupon Russia «значительно превысил $1 млн» и она верит, что «уже через 1,5 года» проект может зарабатывать $10 млн в месяц.

Часть акций Groupon Russia ее основатели уже конвертировали в акции материнской компании, говорит близкий к ним источник. Через полгода они смогут продать их на бирже – после того как закончится lock-up период. Еще часть акций Groupon у них выкупила.

Растянутые по времени и привязанные к финансовым показателям проекта выплаты типичны для сделок с интернет-проектами и стартапами в целом. Их основатели часто закладывают в прогнозы высокие темпы роста, которые отражаются на цене актива, а инвестор хочет снизить риски и поэтому привязывает выплаты к фактическим показателям, объясняет предправления «Финама» Владислав Кочетков. Стоимость Groupon Russia он оценивает в $20–30 млн.