"Американские сезоны": постановки, 30 лет назад поднявшие расовые и сексуальные проблемs, теперь выглядят красивым танцем

Танцевальная компания Билла Т. Джонса и Арни Зейна, одна из ведущих в мире, в год своего 30-летия дебютировала в России на традиционных «Американских сезонах»
Paul-B.Goode

В Москву американцы приехали всего на два вечера и привезли только одну программу. Но в ее составлении чувствуется рука настоящих режиссеров-профессионалов: в полтора часа танца утрамбована практически вся история знаменитой труппы, и не только сценическая. На самом деле коллективом уже не одно десятилетие единолично руководит Билл Т. Джонс, его друг и коллега Арни Зейна скончался еще в 1988 г. Но в вечере нашлось место не только фрагментам лучших постановок Джонса Spent Days out Yonder и D-man in the Waters, но и Continuous Replay, оригинал которого увидел свет в 1977 г., но идет в редакции Джонса 1991-го.

Спектакли, включенные в гастрольную программу, охватывают, таким образом, три десятилетия – до 2000 г., которые были временем настоящего триумфа труппы. Они и сейчас сохраняют некоторую энергию, но все же красоты уже музейной в них больше, чем горячего, живого поиска. Вероятно, именно так выглядят наши «Лебединые озера» в глазах американцев. Постановки Джонса и Зейна, некогда шокировавшие открытостью темам расовых и сексуальных проблем, теперь выглядят просто танцем – захватывающе красивым, каким его, вероятно, и видел выпускник университетского факультета искусств Арни Зейна, и атлетическим, витальную мощь которому придавал бывший спортсмен Джонс. Но эстетическая мощь собственно хореографического высказывания в них не обладает такой харизмой, как у Баланчина, который и сегодня заставляет яростно спорить о своих опусах. Спектакли танцевальной компании Билла Т. Джонса и Арни Зейна хороши для тех, кто хочет ностальгировать о 1970-х, независимо от того, сидели они в нью-йоркских залах или смотрели подпольно провезенное из-за бугра видео.