РЖД загружают штраф

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оштрафует РЖД за отказ грузоотправителям в перевозках по регулируемому государством тарифу. Но стоимость услуг иногда была даже ниже тарифа, оправдывается компания

Решение о том, что РЖД злоупотребляла своим доминирующим положением, ФАС приняла 22 ноября, сообщила вчера служба. Как публичный перевозчик, компания обязана удовлетворять любые заявки на перевозку грузов, при этом она может пользоваться как вагонами собственного парка, так и привлеченными с рынка (в том числе у «дочек»). Но должна при этом использовать утвержденные государством тарифы. Некоторым грузоотправителям монополия отказывала в перевозках, а тарифы были выше регулируемых, отметил замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин.

Соответствующее дело ФАС возбудила в отношении РЖД и ее «дочек» – Первой и Второй грузовых компаний (ПГК и ВГК соответственно) в сентябре 2011 г. после жалоб грузоотправителей, говорится в сообщении службы. Что это за компании, Голомолзин уточнять не стал. Виновной была признана только РЖД: именно она обязана перевозить все предъявленные ей грузы, а как она с этим справится, ее дело, пояснил чиновник. ФАС намерена оштрафовать РЖД, сообщила служба. Согласно Кодексу об административных правонарушениях штраф может составлять 1–15% выручки от соответствующего вида деятельности, все зависит от базы исчисления штрафа, отметил адвокат юридической фирмы «Юков, Хренов и партнеры» Дмитрий Лобачев. От какой суммы будет рассчитываться штраф, будет ясно после рассмотрения соответствующего административного дела, оно еще не возбуждено, сказал Голомолзин. Если брать за базу 1099,5 млрд руб. доходов от грузовых перевозок, которые РЖД намерена получить в этом году согласно своему финплану, штраф может составить 11–165 млрд руб.

Чтобы исполнить предписание ФАС, РЖД должна была разработать вместе с ПГК и ВГК регламент привлечения вагонов двух последних компаний, однако ФАС так и не согласовала документ, сообщила железнодорожная монополия. Разногласия вызвало требование ФАС перевозить грузы по гостарифам в вагонах не только «дочек», но и частных операторов, пишет РЖД. Документ не удовлетворял требованиям антимонопольного законодательства и, поскольку компания сама так и не смогла создать механизм привлечения вагонов, он будет указан в соответствующем предписании ФАС, пообещал Голомолзин.

Стоимость перевозки в вагонах РЖД и ее «дочек» была ниже рыночной, настаивает представитель перевозчика: до завершения передачи в капитал ВГК вагонов инвентарного парка монополия возила в них грузы в соответствии с регулируемым тарифом, а совокупная стоимость перевозки (включая тариф не только на собственно перевозку, но и плату за использование вагонов под погрузкой и выгрузкой) в вагонах ПГК в 2010 г. и в первом полугодии 2011 г. была даже ниже, чем стоимость перевозок по гостарифам, уверяет он. Например, в полувагонах стоимость перевозки у ПГК была на 8% меньше, отметил собеседник «Ведомостей». ПГК действительно предлагала более низкие тарифы, подтверждает сотрудник одного из крупных грузоотправителей, но она часто отказывала в перевозках из-за дефицита подвижного состава.

Будет ли РЖД оспаривать решение ФАС, монополия решит после получения официального уведомления ФАС, сообщил перевозчик.