Ярмарка "Арт Манеж": холсты с маслом на разные вкусы

Ежегодная ярмарка «Арт Манеж» в 16-й раз представляет хороших картин больше, чем привлекает желающих их купить
А.Махонин

Куратор «Арт Манежа» Ирина Мелешкевич говорит, что некоммерческий проект «Конфигурация человека» был задуман как камертон к ярмарке: хотелось сразу показать высокий уровень и возможности современной живописи. Стенды шести художников заняли центр главного зала Манежа и действительно демонстрируют работы людей разного возраста, степени мастерства и признания, но все осмысленные и выполненные с безусловным профессиональным качеством.

Правда, последние работы Аркадия Петрова, давно играющего с кичем, пугают воинствующим уродством. Но живопись Екатерины Корниловой и Натальи Глебовой подтверждает, что можно нескучно развиваться и быть современным, сохраняя свой стиль и работая в традиционной технике. Что же до нескольких большеформатных гиперреалистических натюрмортов Сергея Шерстюка, так они – мощнейший живописный удар и напоминание, что не было больших посмертных выставок этого непростого художника.

Но некоммерческая часть ярмарки с коммерческой не всегда спорит. Из года в год здесь представляют картины уважаемых московских живописцев: Владимира Брайнина, Ирины Страженецкой, Арона Буха.

Однако и новые для этого места имена появляются. Волгоградская галерея Art Ra представила очень приятные, тонкие, профессионально зрелые картины Петра Зверховского (от $1500 до $6000). Московская галерея «Экспо-88» показала яркие и уверенные натюрморты и пейзажи Владимира Дайбова, председателя Курского отделения Союза художников РФ (до $10 000).

Хорошо и осмысленно написанные картины на «Арт Манеже» можно увидеть и там, где не ждешь. Например, пара лаконичных декоративных пейзажей Александра Гришкевича (170 000 руб. каждый) спрятаны среди совсем другого рода и класса живописи галереи «Визит».

«У нас нет реализма», – с достоинством объясняет представительница этой галереи подошедшему к стенду вернисажному зрителю, с удовольствием смотрящему на нечто художественно невозможное. «А как же называется этот стиль?» – интересуется он. «Условный реализм», – отвечает галерейная девушка.

Нет такого термина, как и нет в современном искусствознании слов, определяющих стиль многих выставленных на ярмарке немыслимой желтизны (буквально и в переносном смысле) претенциозных сочинений. Но это не значит, что у такого – не существующего для критика, малохудожественного творчества – нет поклонников. Некоторые любят погрязнее и позапутаннее, кто-то покрасивее – или нормальный, без всяких условностей, реализм, которого на ярмарке почти нет.

На «Арт Манеже» можно обойтись малыми деньгами и, например, за 10 000 руб. купить приятные девичьи картинки Екатерины Виноградовой или ее бижутерию. Можно потратить в разы больше на приобретение тяжелой золоченой декоративной скульптуры итальянца Джанфранко Меджато. Но лучше по понятной для представителей среднего класса цене купить хорошую картину, на которую приятно смотреть дома. Но такие картины мало покупают, и дело тут не в художниках, а в привычках среднего класса.