Samurai на ножах

Ножи Samurai в России после годового спора могут продавать две компании – официальный представитель японской Samura ООО «Самура» и принадлежащее владельцу марки Vitek Андрею Деревянченко ООО «Бизнес альянс»

Решение о заключении мирового соглашения между истцом – ООО «Бизнес альянс» – и ответчиками: ООО «Самура», Екатериной Яковлевой, ООО «Джетта лайн» и ОАО «Телекомпания НТВ» есть в документах московского арбитражного суда.

Конфликт, по словам юриста Сергея Зуйкова (представлял интересы «Бизнес альянса»), начался год назад: «Самура» направила в «Бизнес альянс» претензию, обвинив компанию в использовании своего товарного знака. Компании Деревянченко тогда произвели и запустили в продажу кухонные ножи и посуду под брендом Röndell Samurai. Объем проданных кухонных принадлежностей компания не раскрывает.

В 2010 г. «Самура» зарегистрировала в Роспатенте товарные знаки Samurai и Samura по 8-му классу (ножи, холодное оружие и проч.), объясняет претензию ООО «Самура» Алексей Яковлев, один из его совладельцев (это ООО, как указано на его сайте, – официальный партнер японского производителя ножей Samura на территории России). Финансовые показатели и объем продаж эта компания не раскрывает.

«Бизнес альянс» – держатель товарных знаков, под которыми мы производим продукцию», – говорит Деревянченко. По данным СПАРК, кроме «Бизнес альянса» ему принадлежат ООО «Витэк» (производит бытовую электронику Vitek), ООО «Голдер-электроникс» (занимается продажей бытовой техники) и ООО «Ронделл рус» (производит кухонную и профессиональную посуду Röndell).

Претензию в «Бизнес альянсе» признали, но обнаружили лазейку в регистрации «Самурой» бренда. Регистрация знака Samurai по 8-му и 21-му классу имелась еще у одной компании – украинского «Златограда». В 2010 г. «Самура» аннулировала этот знак за неиспользование, но только по классу 8. «Бизнес альянс» выкупил у «Златограда» регистрацию Samurai по оставшемуся 21-му классу (кастрюли, кухонная утварь и ножи для резки бисквитов), говорит Зуйков, и на этом основании продолжил продавать товары под брендом Röndell Samurai.

Яковлев и его «Самура» в ответ подали восемь исков о нарушении прав на товарные знаки к «Бизнес альянсу» и его партнерам на сумму примерно 10 млн руб. (иски есть в базе московского арбитража). «Бизнес альянс» ответил обращением в Палату по патентным спорам, говорит Зуйков: компания доказывала неправомерность использования «Самурой» бренда Samurai на том основании, что купленный у «Златограда» знак имел более раннюю регистрацию (2002 г.). Палата аннулировала знак Samurai для всех ножей «Самуры» как сходный до степени смешения с брендом, принадлежащим «Бизнес альянсу». «Самуре» было отказано в удовлетворении поданных исков. В мае «Бизнес альянс» подал иски к «Самуре» и еще нескольким ответчикам, обвинив их в незаконном использовании знака Röndell Samurai, и потребовал взыскать 56 млн руб.

Компаниям удалось договориться лишь полгода спустя. В опубликованном мировом соглашении «Самура» признает законность использования «Бизнес альянсом» бренда Röndell Samurai, а также обязуется выплатить компенсацию в 3,6 млн руб. Но права на знак Samurai будут переданы «Самуре», добавляет Яковлев.

«История стара как мир. Еще в начале 90-х, когда Россию наводнили поддельные «адибасы» и «панафоники», стало ясно, что некоторым компаниям проще паразитировать на известных брендах, чем создавать собственные. Но все зависит от того, насколько у сторон хватает чувства юмора», – говорит Григорий Трусов, президент консалтинговой компании «Контакт-эксперт». Он напоминает историю Сбербанка, добившегося ликвидации кафе «Сбербар» неподалеку от одного из своих отделений.