Ушли в тираж

Фильмы «Бой с тенью – 3» и «Высоцкий» вышли в прокат на рекордных для отечественных картин 1350 киноэкранах. Среднее число экранов, на которых выходят фильмы в России, растет: прокатчики увеличивают охват зрителей благодаря цифровым копиям – более дешевым, чем пленочные
А.Махонин

На прошлой неделе в России стартовал прокат фильма «Дирекции кино» и «Первого канала» о жизни Владимира Высоцкого. Картина выходит в России сразу на 1350 экранах. Это могло бы стать рекордом среди отечественных картин, если бы двумя неделями раньше на таком же числе экранов не вышел фильм производства «Централ партнершип» (ЦПШ) «Бой с тенью – 3: Последний раунд». За две недели проката эта картина, по данным ЦПШ, собрала 370 млн руб.

Предыдущий рекорд, по данным исследовательской компании Movie Research, принадлежал сказке «Щелкунчик и Крысиный король». Фильм Андрея Кончаловского с бюджетом более $60 млн вышел в прокат на 1179 копиях в январе этого года и собрал $14,7 млн.

Среди иностранных картин самым большим тиражом (1716 копий) за всю историю проката в России вышел фильм «Пираты Карибского моря: На странных берегах», который этой весной собрал $63,7 млн (по данным «Кинобизнеса сегодня»).

В этому году средненедельное число копий фильмов, одновременно находящихся в прокате, увеличилось по сравнению с 2010 г. на 20,2% до 5738, говорит гендиректор Movie Research Олег Иванов. Примерно на столько же, вспоминает он, увеличились тиражи картин и в прошлом году. При этом с начала года до начала ноября появилось только около 200 новых кинозалов, т. е. темпы роста копий опережают увеличение залов на 12 процентных пунктов, указывает он.

«Получается, кинотеатры при сохранении тех же прокатных возможностей из-за давления прокатчиков стали включать в свой репертуар больше фильмов, – считает Иванов. – Это оборачивается против самих же прокатчиков: кинотеатры ставят часть фильмов формально, и они недобирают в прокате и часто даже не могут покрыть расходы на изготовление копии».

Гендиректор сети «Синема парк» Сергей Китин не согласен: «Благодаря переходу на цифровые копии, которые обходятся значительно дешевле пленочных, прокатчики уже не требуют так жестко, как прежде, отдавать все сеансы их премьере, поэтому у кинотеатра есть больше возможностей для маневра и он может поставить одновременно больше разных фильмов». Себестоимость пленочной копии – $1000, цифровой – всего $100, говорил прежде «Ведомостям» президент ЦПШ Марк Лоло. Чтобы дать зрителю больше выбора, кинотеатры действительно стали делать больше сеансов в день и ставить больше разных фильмов, подтверждает директор по маркетингу «Киномакса» Мария Катанова. Поскольку цифровые копии дешевле пленочных, продюсеры и прокатчики готовы больше рисковать, выпуская фильмы более высоким тиражом, отмечает управляющий директор «Базелевса» Никита Трынкин.