20 млрд руб. – в дым

Во Владивостоке сгорела часть конструкций моста к саммиту АТЭС, на строительство которого из бюджета выделено 12 млрд руб. Это не единственная проблема со строительством мостов к саммиту

Не без проблем идет строительство и второго, тоже вантового моста для саммита – через пролив Босфор Восточный на остров Русский (34 млрд руб.). С мостами были проблемы с самого начала, рассказывает чиновник, знакомый с ходом стройки. Первым тревожным сигналом стал отказ от проекта опытной французской Freyssinet International Et Compagnie, которая построила немало вантовых мостов, вспоминает он: французы сказали, что за такие сроки не возьмутся строить объекты. В итоге подрядчиком стала русская компания ТМК, которая впервые бралась за строительство вантовых мостов. Freyssinet выступила консультантом по проектам. «Ведомости» несколько раз запрашивали у Freyssinet информацию о ходе строительства объектов и соблюдении технологии. Официальный представитель компании постоянно отказывался комментировать участие компании и давать оценку проекту. Знакомые со стройкой чиновники в неформальных беседах признавали, что стройка идет трудно, возникает много технологических трудностей и что, даже если мосты будут построены, вряд ли по ним можно будет ездить к саммиту АТЭС. Как запасной вариант рассматривалась доставка гостей АТЭС на паромах, знает один из них.

Вчера вечером во Владивостоке загорелся мост через бухту Золотой Рог. На его строительство привлечено 18 млрд руб., в том числе 12 млрд бюджетных средств. Это один из важных объектов к саммиту АТЭС на острове Русский (см. врез), который пройдет в сентябре 2012 г. Мост должен разгрузить движение в растянутом вдоль бухты городе, устранив большую часть пробок.

На момент сдачи номера пожар продолжался восемь часов и не был потушен. Но чиновники отчитались, что серьезного ущерба конструкциям огонь не нанес. По словам руководителя пресс-службы управления МЧС по Приморью Дмитрия Пилипчака, площадь возгорания составила 500 кв. м, горит только опалубка (временная деревянная форма для бетона) пролета на 12-й опоре моста. Представитель руководства Тихоокеанской мостостроительной компании (строитель)говорит, что «угрозы металлическим конструкциям мостового пролета нет, на сроках сдачи моста последствия пожара не скажутся» (цитаты по «Интерфаксу»).

До вантов (тросов) и пилонов (опор) огонь не добрался, подтверждает федеральный чиновник, знакомый с оперативной информацией о пожаре: площадь возгорания не превысила 600 кв. м. К саммиту объект будет готов, заверил «Ведомости» вице-губернатор Приморского края Павел Попов: мост должны состыковать в феврале, а в мае по нему уже можно будет проехать. Не вырастет из-за пожара и цена моста, обещает он: строительство застраховано.

Пожар выглядел сильным, рассказывает очевидец – житель Владивостока (см. фотографии на www.vedomosti.ru). Сейчас все ждут конца пожара, чтобы понять, не деформировались ли ванты, рассказывает он: если их придется перенатягивать, сроки могут вырасти. По словам федерального чиновника, на снимках пожар выглядит «страшно» из-за сильного ветра, раздувавшего пламя.

Сотрудник аппарата правительства опровергает эту информацию. «Мосты – грандиозные проекты, поэтому к их строительству приковано большое внимание, в том числе идет активная критика». Оба строящихся моста уникальны: один будет самым большим в пролетной части, другой войдет в пятерку крупнейших в мире, поясняет он. Сразу после пожара на мост выйдет экспертная комиссия и даст заключение о причине пожара, объясняет Попов. По его мнению, причиной мог стать «банальный человеческий фактор».