Никто никуда не летит

Единственный авиаперевозчик пензенского аэропорта – казанская «Ак барс аэро» заморозила продажу билетов на рейсы после декабря. Компания отказывается от полетов на Як-40, а на канадских Bombardier CRJ 200 в Пензе зимой опасно

Работа на пензенском направлении пока не слишком выгодна для авиакомпаний, согласен с Хакимом региональный управляющий БКС Сергей Данилов. «Пензенская область с ее примерно 1,4 млн человек находится в середине четвертого десятка в рейтинге российских регионов по численности населения. Пассажиропоток пензенского аэропорта – всего 3% населения области. Модернизация аэропорта и наращивание транзитного потенциала – единственный оптимальный путь развития для аэропорта», – рассуждает эксперт. По оценке Данилова, «Ак барс аэро» могла заработать в этом году на перелетах из Пензы около 250 млн руб.

ОАО «Ак барс аэро»

авиаперевозчик. акционеры: ОАО «Холдинговая компания «Ак барс» (97,16%), генеральный директор «Ак барс аэро» Петр Трубаев (0,24%). финансовые показатели (РСБУ, 2010 г.): выручка – 498,1 млн руб., чистая прибыль – 1,3 млн руб.

С 2012 г. осуществлять пассажирские авиаперевозки из Пензы некому, рассказал гендиректор государственной бюджетной организации «Аэропорт Пензы» Юрий Осколков. Як-40 летали из Пензы в Москву (11 рейсов в неделю) и Санкт-Петербург (два рейса в неделю), а летом еще и в Сочи (два рейса в неделю), но сейчас «Ак барс аэро» выводит Як-40 из воздушного парка, говорит он.

По данным Осколкова, за 11 месяцев 2011 г. услугами пензенского аэропорта воспользовались 33 700 пассажиров. Загрузка рейсов была в среднем около 80%, летом – до 96%.

С нового года Росавиация потребовала оснастить Як-40 специальной аппаратурой – системами раннего предупреждения близости земли, а также предупреждения столкновения самолетов в воздухе. Дооснащение каждого Як-40 стоит 9,5 млн руб., поэтому компания отказалась от их эксплуатации с 2012 г., сообщил генеральный директор «Ак барс аэро» Петр Трубаев. Як-40 не устраивает и пензенских пассажиров, добавляет директор по продажам «Ак барс аэро» Артур Насрутдинов. Однако, продолжает он, авиакомпания не может использовать в Пензе имеющиеся в парке Bombardier CRJ 200 (см. врез), поскольку для их эксплуатации необходима очень хорошая антиобледенительная техника, которой нет в пензенском аэропорту.

«Аэропорт Пензы» основан в 1934 г., его учредителем является управление промышленности, транспорта и энергетики Пензенской области.

Насрутдинов рассказал, что проблема оснащения пензенского аэропорта для зимних перевозок обсуждается в течение года. По его словам, в октябре «Ак барс аэро» обратилась с «очередным письмом» к руководству аэропорта, в котором «обозначила» риск перевозок в не оборудованном должным образом аэропорту. Компания попросила закупить необходимое оборудование, «однако вопрос не решен даже сегодня», констатировал Насрутдинов.

Осколков утверждает, что аэропорт модернизирован. «У авиаперевозчика был ряд претензий к нашей инфраструктуре, – подтвердил он. – В частности, «Ак барс аэро» указывала на выбоины, сколы и неровности на нашей взлетно-посадочной полосе, на отсутствие антиобледенительной техники и установки воздушного запуска, которая позволяет при отказе вспомогательной силовой установки раскрутить турбины. В августе – сентябре аэропорт отремонтировал 430 м полосы, на что потратили 1,7 млн руб., а также на 54 млн руб. купил все необходимое оборудование и технику для поддержания полосы в должном виде».

Насрутдинов о проведенной модернизации аэропорта не знает, но обещает продолжить работу в 2012 г., «если технический вопрос решится». «На этих рейсах мы имеем экономику. Убытки есть, но они не столь значительные, чтобы отказываться от работы в регионе», – сказал он.

Председатель совета директоров группы компаний «Тулпар» Азат Хаким сомневается: «Аэропорт в Пензе хороший, вопрос технического оборудования легко решается, но, на мой взгляд, это не тот регион, который может быть интересен авиаперевозчикам». «Мы никогда не рассматривали Пензу для своих перевозок. Городок маленький, второму авиаперевозчику там делать нечего. Думаю, что и «Ак барс аэро» в Пензе работает в убыток», – продолжает он.

Начальник отдела управления промышленности, транспорта и энергетики администрации Пензенской области Алексей Мещеряков рассказал, что в ноябре управление обратилось в Росавиацию и Минтранс с просьбой включить реконструкцию ВПП пензенского аэропорта в федеральную целевую программу. По его словам, если заявка будет одобрена, в 2013 г. аэропорт получит на ремонт и реконструкцию в 2013–2014 гг. 465 млн руб.