Забойный бизнес

Бывший владелец крупного производителя роликовых коньков ищет в России партнера, который поможет возродить ему хоккейный бренд Torspo, хорошо знакомый советским хоккеистам. В совладельцах проекта – спортсмены Игорь Ларионов и Николай Хабибуллин

Torspo Hoсkey International, производитель хоккейной экипировки, весной 2012 г. начнет самостоятельно работать на российском рынке, открыв здесь представительство, рассказал «Ведомостям» основатель и крупнейший акционер компании Дейв Содерквист. Он, по собственным словам, сейчас ищет российского партнера, которому готов передать крупную долю в компании за помощь в развитии – создании системы складов, дистрибуции и т. д. Сейчас Torspo продается в России в небольших объемах – Содерквист оценивает выручку за последние три года в $1,5 млн.

«Нам нужен правильный партнер, знающий российский бизнес и готовый инвестировать в наше развитие, но я не согласен просто передать права на эксклюзивную дистрибуцию нашего бренда, так как хочу сохранить контроль над развитием марки», – говорит он. Сейчас он оценивает Torspo примерно в $9 млн и говорит, что доля, которую может получить партнер, обсуждается. Содерквист напоминает, что в своей предыдущей компании, созданной в 1986 г., First Team Sports (марка которой – Ultra Wheels – в 90-х занимала второе место в мире по продажам роликовых коньков после Rollerblade), у него после IPO осталось 11%. В 2001 г. Содерквист продал долю в First Team Sports и решил выйти на пенсию. Однако, как говорит он сам, не усидел на даче в Ки-Уэсте во Флориде, решив заняться новым проектом – перезапуском бренда Torspo.

Марка Torspo появилась в 1970 г. в Финляндии и быстро стала одним из самых известных хоккейных брендов в Европе благодаря тому, что экипировку компании носили игроки сборных СССР, Чехословакии и Скандинавских стран. Но в 1991 г. бренд фактически прекратил существование. В 2007 г. Содерквист выкупил права на бренд и в 2009 г. перезапустил Torspo.

«Я решил позиционировать его как русский бренд, так как в США он был известен благодаря выдающимся русским игрокам, таким как Ларионов, Владимир Крутов и Сергей Макаров (первая тройка сборной СССР)», – говорит Содерквист. Сейчас, например, одна из коллекций Torspo рекламируется в спортивных журналах США под слоганом Black Russian Edition (черный цвет – самый любимый у российских мужчин, убежден Содерквист). На клюшках бренд пишется еще и кириллицей – «Торспо»: все русское в американском хоккее очень ценится, отмечает Содерквист.

Обороты компании невелики – выручка за три года составила $6 млн, но в 2012 г., ориентируясь на объем заказов, можно ждать выручки в $6 млн, надеется он. Планы компании на 2013 г. – уже $14 млн, значительная часть которых должна приходиться на Россию, а к 2017 г. Torspo рассчитывает занять 10% мирового рынка хоккейной экипировки, получив выручку в $90 млн. «Мы не хотим стать самой крупной компанией, но хотим стать самой прибыльной», – говорит гендиректор.

Рынки хоккейной экипировки в США и Канаде уже сформировались, тогда как на российском – простор для новых брендов, уверен Содерквист. Никто точно сейчас не знает объема российского рынка, так как значительная часть продукции, продаваемой здесь, – экипировка «ноу-нейм» либо собственные марки российских ритейлеров, однако он совершенно точно один из крупнейших в мире, уверен Содерквист: «Например, мы узнали на китайских фабриках, производящих хоккейную экипировку для разных заказчиков, что из 5 млн выпускаемых ими в год пар хоккейных коньков 4 млн поставлялись в Россию».

Содерквист передал примерно по 1,6% акций компании двум легендарным российским хоккеистам – Ларионову и Хабибуллину – в обмен на их поддержку проекта. Ларионов также вошел в совет директоров Torspo.

Ларионов рассказал «Ведомостям», что его привлекли перспективы Torspo: «Я увидел возможность превратить его в национальный российский бренд. Я помню Torspo еще с тех времен, когда с этими клюшками играла наша тройка». Он отмечает, что экипировка Torspo будет стоить дешевле, чем продукция других ведущих хоккейных брендов – таких как Bauer или Reebok. «Сейчас мы в самом начале развития, в дальнейшем мое участие в компании может быть увеличено», – говорит он. Ларионов подчеркивает, что сам принимает участие в разработке продукции компании. А тестирует ее в своих детских тренировочных лагерях. В прошлом году все 60 участников лагеря получили в подарок клюшки и перчатки Torspo. Связаться с Хабибуллиным «Ведомостям» не удалось.

«Репутация Игоря в мире хоккея бесценна. Кроме того, он один из лучших агентов для молодых российских игроков, и очень важно, чтобы через них он продвигал Torspo. С другой стороны, родители игроков отлично знают Ларионова, а так как за маленьких детей выбор делают именно они, также есть шанс, что они обратят внимание на экипировку Torspo», – говорит Содерквист. По его словам, рекламная кампания бренда, которая начнется в России в 2012 г., также будет рассчитана на детскую и молодежную аудиторию – значительная ее часть пройдет в социальных сетях и на других интернет-ресурсах.

Люди, занимающиеся в России хоккейной розницей, марку Torspo помнят, считает эксперт по хоккейной экипировке компании «Спортдепо», одной из крупнейших специализированных сетей, Максим Куприянов. В «Спортдепо» поступала небольшая партия клюшек и краг этой марки и быстро разошлась благодаря неплохому качеству и низкой цене. Но он уверен, что занять лидерские позиции в России Torspo будет сложно – здесь очень активно работает крупнейший игрок на мировом рынке, компания Bauer, на которую приходится в общем около 60% рынка хоккейной экипировки, а доля компании в сегменте хоккейных коньков еще выше. Еще около 20–30% рынка хоккейной экипировки занимает Reebok, а остальное фактически делят Easton, Warrior и Sherwood. Именно с последними Torspo и предстоит конкурировать – у компании есть шанс добиться успеха в отдельных сегментах, так как российский рынок гораздо более восприимчив к новым брендам, чем более конкурентный североамериканский (при этом объем российского рынка лишь на 10–15% меньше), считает Куприянов. Связаться с представительством Bauer вчера не удалось.