Россия правом не вышла

«Ведомости» опросили руководителей и партнеров пяти крупнейших российских и международных юрфирм: что они думают о развитии рынка юридических услуг в России?

1. Потеря российского суверенитета в пользу иностранного права и иностранных судов. 2. Не вижу смысла говорить о вечных, нерешаемых проблемах типа коррупции. Скажу о проблемах, которые реально можно решить при наличии политической воли и решение которых улучшит инвестиционный климат. Первое. Ненужные императивы Гражданского кодекса, которые препятствуют применению российского права в сделках. Второе. Недоверие участников делового оборота к независимости и компетентности судебной системы в России. Третье. Отсутствие в стране коммерческого арбитража, пользующегося уважением и доверием. Четвертое. Дефицит юридических кадров, обладающих общепринятыми в развитом мире навыками юриста. Пятое. Недоверие участников делового оборота к правоохранительной системе. Российское право практически замещено иностранным при сделках в России. Неудобство российского законодательства, в том числе норм Гражданского кодекса, ограничивающих свободу договора ненужными императивами, выталкивает российский бизнес в иностранное право и офшорные зоны. Судебные споры по сделкам, подчиненным иностранному праву, рассматриваются в иностранных судах. Это удорожает и усложняет доступ к правовой помощи, противоречит интересам государства, бизнеса и юридического сообщества. Российское право необходимо приспособить к практическим нуждам делового оборота, убрать из гражданского права ненужную императивность, если она не защищает конкретный публичный интерес. Еще одна проблема – дефицит квалифицированных кадров. Завышенные зарплатные ожидания на фоне недостаточной профессиональной квалификации – это то, с чем мы продолжаем сталкиваться. Решение этой проблемы – задача государства и юридического сообщества. 3. Мы крупнейшая юридическая фирма в России и СНГ. Надеюсь, что наш успех в конкуренции с ведущими иностранными фирмами придает уверенности в своих силах всем российским юристам. Открытие в этом году наших офисов на Украине, в Белоруссии и Казахстане поможет обеспечить юридическую базу для интеграционных процессов в постсоветских экономиках. Больше расти нам пока не надо. Мы нацелены на повышение качества услуг и сокращение расходов за счет синергии от слияний, которые мы провели в уходящем году. 4. Полагаю, что проблемы общие. Турбулентность западных рынков, ожидание второй волны кризиса влияют на общие настроения. Но кризис 2008 г. был хорошим уроком, и при высокой готовности и эффективных превентивных мерах можно избежать многих проблем. Мы видим своей задачей повышать эффективность работы бюро, отвечать на требования рынка по контролю стоимости услуг без ущерба для их качества для клиентов и доходности для партнеров бюро.

1. Какие основные тенденции сейчас на российском юридическом рынке?

2. Какие основные проблемы российского юридического рынка?

3. Какие основные задачи Вы ставите перед своей компанией?

4. Какие основные проблемы Вы видите в работе своей компании?

Дмитрий Афанасьев

Председатель Комитета партнеров Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

Сергей Пепеляев

управляющий партнер «Пепеляев грпп»

1. Ничего особенного на рынке не происходит, все ждут, что скажет Минюст: он обещал в следующем году огласить свое видение реформы юридического рынка. После этого можно будет говорить о тенденциях. Какие тем не менее видны направления развития рынка. Во-первых, большинство крупных российских юридических фирм стремятся участвовать в международных ассоциациях и сетях, мы входим в две – TerraLex и Taxand. Во-вторых, становится все более очевидно, что клиенты ценят прежде всего правовую экспертизу, знания, опыт. И они ради этого готовы прощать какие-то недостатки в сервисе. Поэтому юрфирмы стараются углублять экспертизу, быть в чем-то впереди всех. Мы, например, привлекли нескольких первоклассных специалистов в наши практики: таможенную, IP, трудовую, антимонопольную, коммерческих споров и др. 2. Повышение взносов на социальное страхование. С января вводится 10%-ная ставка для «хвоста» (часть зарплат свыше уровня, облагаемого по основной ставке в 30%. – «Ведомости»). Все юрфирмы платят зарплаты, которые попадают в эту красную зону. Для нашей фирмы это дополнительные 25 млн руб. расходов. Сохранилась тенденция сокращения клиентами затрат на внешних консультантов. Они признаются, что на 30%, а то и на 40% урезали эти затраты. Количество работы не уменьшилось, число счетов даже выросло, но средняя сумма сократилась примерно на 20% в сравнении с 2008 г. 3. Приток новых клиентов не уменьшился и сохраняется в последние три года на уровне около 200 клиентов в год, но наша компания все больше усилий направляет на развитие отношений с существующими клиентами. И первая наша задача – углубление специализации в определенных отраслях: помимо налогов это антимонопольное, таможенное, внешнеторговое регулирование, регулирование интеллектуальной собственности, недвижимости. Развивается и отраслевая специализация: фармацевтическая, автомобильный транспорт, энергетика. Выделились новые направления, например правовая охрана информации. Вторая задача – региональное развитие. Присматриваемся к открытию офисов в регионах (сейчас только в Москве и Санкт-Петербурге). Думаем об офисе в Сибири. Еще одна задача – совершенствование клиентского сервиса. Компания планирует и дальше укреплять отношения с зарубежными партнерами как с Запада, так и с Востока – из Турции, Южной Кореи, откуда идет большой поток инвесторов. Если западные юридические фирмы широко представлены в России, то засилья восточных нет. Мы выстраиваем отношения с ведущими фирмами этих стран, планируем в следующем году провести обмен юристами и взаимную стажировку. 4. Те же проблемы, что и у всего юридического бизнеса. О мелких умолчу.

Андрей Гольцблат

управляющий партнер Goltsblat blt

1. Потрясений в ближайшие пять лет не жду. Будут и дальше подтягиваться иностранцы. Российское корпоративное право по-прежнему будет менее востребовано, чем английское. И даже если удастся решить законодательные проблемы и сделать наши законы более гибкими, все равно останется проблема отношений государства с бизнесом. Выиграет на рынке тот, кто сможет сочетать российское и иностранное направления, комбинировать, заниматься сделками по английскому праву, не забывая об огромном секторе российского права. Появится много небольших и недорогих компаний. Свои фирмы создают адвокаты, выпускники вузов. Эти фирмы с низкими ценниками перетянут на себя часть работы. Уже очень велик спрос на их услуги у небольших российских и мелких иностранных компаний, которые не могут позволить себе дорогих юристов. Развивается в России малый бизнес, который тоже нуждается в качественных юридических услугах. 2. Основная проблема – отсутствие достаточного количества профессионального и качественного предложения юридических услуг, что, в свою очередь, создает текучесть персонала и отсутствие большого предложения по профессиональным кадрам. Юристы часто меняют место работы, причем в большей степени российские, нежели иностранцы. В этом году, например, состоялось 26 партнерских переходов в Москве, в прошлом – 20. На спросе на юридические услуги будут продолжать сказываться последствия финансового кризиса и ожидание его второй волны. Пока спрос большой, работы много, но, как правило, кризис сказывается на рынке юридических услуг через какое-то время. 3. Удержать свою нишу и перейти в более высокую лигу международных компаний. Сейчас мы активно развиваем банковско-финансовую практику, чего не могли позволить себе как российская компания, укрупняем блок иностранного права, нанимаем специалистов по английскому корпоративному и финансовому праву. Примерно 70% наших клиентов – иностранцы, из них 20% относятся к самому крупному бизнесу. Но мы сохраняем и традиционный блок в сфере российских услуг. Показательно, что растет количество российских клиентов, заинтересованных в наших международных возможностях в области слияний и поглощений, а также финансирования. Активно развивается на глобальном рынке и BLP, компания открыла офисы в Сингапуре, Гонконге, Абу-Даби, Берлине и Франкфурте. Мы хотим, чтобы в конечном счете мы могли полностью обслуживать транснациональные проекты и с российской, и с зарубежной стороны. 4. Основной риск – в погоне за крупными проектами и сделками растерять то российское, что у нас есть, наш профессионализм в российском праве, несмотря на то что мы английская компания.

Оксана Балаян

управляющий партнер Hogan lovells

1. Работы для юристов сейчас довольно много и по всем направлениям, но не очень понятна долгосрочная перспектива. Сложно предсказать, как будут развиваться инвестиции международных компаний в Россию и каким будет перераспределение собственности в стране после президентских выборов. В этой ситуации многие юрфирмы планируют работать на удержание своих клиентов. 2. Сильно ничего не меняется, и проблемы в целом все те же. Конечно, нельзя не отметить усилий по совершенствованию законодательства, хотя, с другой стороны, остаются колоссальные проблемы с исполнением и внедрением норм права. Иностранцы по-прежнему с большим опасением относятся к правоприменительной практике: то, что написано на бумаге, необязательно будет исполнено в реальной жизни. Российская судебная система построена таким образом, что не позволяет быстро и эффективно решать проблемы, возникающие у бизнеса, например связанные с несоблюдением соглашения акционеров. Впрочем, в определенной степени система тоже улучшается. 3. Расширить предложение клиентам, чтобы спектр наших услуг был максимально широк. Мы хотим обслуживать клиентов с самого начала создания предприятия: например, сначала мы ведем сделку M&A, потом сопровождаем процесс привлечения капитала, ну а далее, если возникают конфликты, предоставляем и судебные услуги. Кроме того, у нас есть серьезное преимущество – мы одна из немногих трансатлантических фирм. 4. Для многих фирм актуальна проблема лояльности сотрудников. Компания может много вкладывать в конкретного сотрудника и его профессиональное развитие, а он затем уходит. Еще одна проблема – появление новичков. Клиенты же зачастую делают свой выбор консультанта, исходя исключительно из одной только цены, не принимая во внимание репутацию и качество работы.

Дмитрий Курочкин

партнер Herbert smith

1. Наблюдается консолидация российских фирм, самый яркий пример – слияние «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» и Magisters. Международные игроки усиливаются, выходят на рынок новые фирмы, в частности американские. Иностранные фирмы все активнее думают, как в связи с кризисом перераспределить акценты в работе, переструктурировать практики – в частности, развивают судебное направление. Российские фирмы, в свою очередь, пытаются работать по крупным международным сделкам. 2. Проблемы юридического рынка предопределяются проблемами российского права и правоприменительной практики. Главная – негибкость нашего права: законодательство не учитывает потребности бизнеса. Сделки продолжают структурироваться по иностранному праву, в частности английскому. Вторая проблема – коррупция. Ни первая, ни вторая проблема не нова. Еще одна проблема – скептическое отношение местных судов к международному коммерческому арбитражу. Подавляющее большинство международных сделок предусматривает разрешение споров в арбитраже за границей. Исполнять же иностранные решения зачастую приходится в России, и здесь бизнесмены часто сталкиваются с непониманием судами специфики международного коммерческого арбитража. Практически во всем усматривается нарушение публичного порядка, суды вольно толкуют пределы неарбитрабельности споров, не придают должного значения такому четко прописанному в законе понятию, как отказ от права на возражение и т. п. Главный недостаток российских юридических фирм (хотя юристы могут быть блестящими) – в неумении писать или вообще излагать мысли. Редко кто может четко, ясно и в сжатой форме написать заключение для клиента на безупречном английском языке. Российские фирмы пока не умеют продавать продукт, который сам по себе может быть высокого качества. Юристам нужно учиться быть предпринимателями и менеджерами. Главный недостаток некоторых иностранных фирм – в оторванности от реальности: они могут красиво писать, но иногда практической пользы от их рекомендаций нет никакой. 3. Наша стратегия неизменна. Herbert Smith будет по-прежнему серьезно относиться к развитию офиса в Москве. Россия для нас – перспективное, интересное и долгосрочное направление. Фирма будет инвестировать, направлять первоклассных специалистов, поощрять взращенный талант. Мы усиливаем судебное направление путем перемещения английских специалистов в Москву. Мы развиваем новые направления (например, практику по государственно-частному партнерству) и усиливаем существующие (например, практику по энергетике). 4. Серьезных проблем, отличающихся от общих проблем рынка, не вижу.