Выставка "Древности Геркуланума" в Эрмитаже: античные экспонаты удачно вписали в реконструированные интерьеры Главного штаба

В крытом дворе Главного штаба, ставшего частью Эрмитажа, впервые открылась большая выставка – «Древности Геркуланума». Античные фрески и скульптура вписались в помпезную современную архитектуру
В. Свистунова/ ИТАР-ТАСС

Выставка «Древности Геркуланума» – первая в обновляемом Главном штабе. Знаменитое здание, построенное по проекту Карла Росси на Дворцовой площади, перешло в ведение Эрмитажа в 1993 г., а через семь лет начало переживать поэтапную реконструкцию. Посетители «Древностей Геркуланума» смогут оценить результаты ее первой очереди.

Большую часть крытого двора занимает огромная лестница, ведущая к соразмерным ей 14-метровым дверям, за которыми скрыта анфилада. На фоне этой величественной декорации, напоминающей античный амфитеатр, небольшая выставка смогла разместиться так, что создается впечатление храмового пространства. Надо думать, это ощущение и было камертоном, по которому настраивались как итальянские, так и российские кураторы выставки.

Римский город Геркуланум в начале I в. разделил участь Помпей. Но в отличие от своего более знаменитого соседа не был постепенно засыпан пеплом – его почти мгновенно залило раскаленной вулканической массой. Дома и улицы сохранились в неприкосновенности. Одно из важнейших сооружений Геркуланума – Коллегия Августа, базилика – административный центр и святилище, связанное с культом императора. Все экспонаты выставки обнаружены именно там. Новое эрмитажное пространство позволяет отчасти воссоздать интерьер Августеума, обозначив его небольшими фрагментами, свободно расположенными на пьедесталах и стендах. Конечно, «пазл» этот полностью собрать не удастся, но простор для воображения широкий. Три большие статуи, изображающие богов и августейших особ в образах античных героев, несколько фресок, рельефы на мифологические сюжеты и посвятительные надписи. Всего 37 экспонатов. Они не теряются в огромном пространстве, наполненном воздухом и светом, а формируют его. Здесь царствуют боги и герои: император Август, Ахилл, Медея, Телеф и легендарный основатель Геркуланума Геракл, удушающий немейского льва, разрывающий змей и истребляющий симфалийских птиц.

Ставшие хрестоматийными изображения в XVIII в. перевернули представления о Риме эпохи империи и серьезно повлияли на развитие неоклассицизма. Рисунки из Помпей и Геркуланума, войдя в моду, стали тогда основой для множества изделий декоративно-прикладного искусства.

Интересно, что сами итальянские музейщики впервые увидели эти экспонаты в одном пространстве – коллекция Национального археологического музея в Неаполе разделила их по видам так, что они находятся либо в разных залах, либо в хранилищах. «Древности Геркуланума» – петербургское завершение перекрестного года России и Италии.