«Эксмо» зачиталось

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» теперь контролирует больше половины рынка деловых книг в России: владельцы «Эксмо» передали ему активы «Альпина бизнес букс» и подразделение профессиональной литературы, получив взамен контрольный пакет объединенного издательства

«Манн, Иванов и Фербер» (МИФ) выкупает активы «Альпина бизнес букс» и подразделение профессиональной литературы «Эксмо», рассказал «Ведомостям» гендиректор МИФ Михаил Иванов. Совладелец и гендиректор «Эксмо» Олег Новиков это подтвердил.

До последнего времени рынок деловой литературы в России фактически делили между собой четыре издательства: «Альпина паблишинг», МИФ, «Эксмо» и «Альпина бизнес букс». До 2009 г. «Альпина паблишинг» и «Альпина бизнес букс» были одним издательством, которым пополам владели Алексей Ильин с партнерами и Sanoma Independent Media (SIM). Весной 2009 г. Ильин и SIM разделили «Альпину» на две части. На прошлой неделе «Эксмо» выкупило у SIM активы «Альпина бизнес букс»: бренд, принадлежащие издательству права на книги, товарные остатки и одноименный интернет-магазин. SIM, как объяснил член совета директоров издательского дома Михаил Дубик, решил продать непрофильные активы и книжный бизнес – один из них. По словам Новикова, «Эксмо» заинтересовал сильный бренд «Альпины» и устроила цена активов. Финансовые детали сделки не раскрывались. По словам источника в SIM, активы обошлись «Эксмо» не более чем в $2 млн.

К тому времени «Эксмо» уже «какое-то время» обсуждало возможность консолидации с МИФ, рассказал Новиков. «Эксмо» несколько лет назад купило 30% долей ООО «Манн, Иванов и Фербер» и искало возможности увеличить свой пакет. Интерес к МИФ Новиков объясняет тем, что деловая и профессиональная литература – один из немногих сегментов книжного рынка в России, который последние годы показывал стабильный ежегодный рост в 10–15%. Поэтому «Эксмо» и МИФ, конкурируя в этом сегменте, не мешали друг другу, уверяет он: «Мы занимались более массовой деловой литературой, а МИФ – более премиальной». МИФ и «Эксмо» действительно редко пересекались по книгам, подтверждают Иванов и гендиректор «Альпина паблишинг» Алексей Ильин.

«Эксмо» договорилось с МИФ о передаче активов «Альпина бизнес букс» и собственного подразделения профессиональной литературы» в обмен на увеличение пакета в ООО «Манн, Иванов и Фербер» до контрольного, рассказал Новиков. Иванов подтвердил, что «Эксмо» увеличило свой пакет в МИФ, но отказался уточнять его размер. За активы «Альпина бизнес букс» МИФ выплатит «определенную сумму», добавил Иванов.

По оценке Иванова, объединенная компания контролирует более 60% рынка деловой и профессиональной литературы в России, объем этого рынка в 2011 г. он оценивает в $20 млн в издательских ценах. В розничных ценах это более 1 млрд руб., добавляет Новиков. Он соглашается, что после консолидации с активами «Эксмо» МИФ получило более половины этого сегмента в России. До сих пор крупнейшим издательством по обороту в этом сегменте было «Альпина паблишинг», но у консолидированного МИФ выручка больше, соглашается Ильин. По прогнозу журнала «Книжная индустрия», в этом году россияне потратят на книги $2,7 млрд.

Благодаря такому объединению МИФ не только сокращает издержки на издание отдельной книги, но и усиливает свои позиции в борьбе за авторские права, прежде всего переводную литературу, говорят Иванов и Новиков. «Эксмо» не только владеет пакетом МИФ, но уже больше года занимается дистрибуцией его книг, так что консолидация совершенно логична, – указывает Ильин, – кроме того, у «Эксмо» сейчас нет команды, которая занималась бы этим направлением».

Газета «Ведомости» издается ЗАО «Бизнес ньюс медиа», которое входит в SIM.