Выставка Елены Поленовой в Третьяковке: она искала русский стиль, а нашла сказочный

«Она жила в волшебном мире сказки» – не детская выставка Елены Поленовой, самоотверженно творившей русский стиль
ГТГ

Елена Поленова была художником скромного дарования, а человеком незаурядным: деятельным, благородным, идейным, художественно образованным. Открывшаяся к ее 160-летию выставка в Третьяковской галерее скромна: элегантные акварели с русскими и парижскими пейзажами, эскизы книжек русских народных сказок и сказочного же вида тяжелые деревянные, с фигурной резьбой, скамьи, стулья, шкафчики.

Грубая мебель, сделанная по эскизам Поленовой в мастерской подмосковного Абрамцева, может показаться истинным народным творчеством, но нет – она порождение фантазии художника, решившего восстановить национальную культуру. Такая тогда была европейская интеллектуальная художественная мода, выражавшая чаяния прогрессивной публики, желавшей припасть к своим корням. Последний вздох перед наступлением ХХ века, показавшего, к какой катастрофе могут привести идеи национальной исключительности.

Русский стиль Елены Поленовой так же близок к крестьянскому творчеству, как и к результатам деятельности участников английского движения Arts & Crafts с его высокими моральными стандартами и рецептом избавления человечества от уродливых последствий технической революции. Русские цветы и травы похожи на английские, по крайней мере в орнаментах Елены Поленовой и Уильяма Морриса.

Друг и родственница лучших русских художников, деятельнейший участник «мамонтовского кружка» в Абрамцеве, Поленова много сделала для возникновения и цветения нашей ветви европейского национального романтизма. Она была подвижником русской идеи в искусстве, собирателем фольклора, организатором нового народного промысла. Так что выставка в здании Третьяковской галереи – классическом образце русского модерна – может считаться поклоном ей как человеку больше, чем художнику.