Фильм "Хранитель времени": Мартин Скорсезе – детям и киноакадемикам

В «Хранителе времени» (Hugo) классик Мартин Скорсезе под видом детской сказки рассказывает старую добрую историю кино
sxc.hu

Герой картины – сирота Хьюго (Эйса Баттерфилд) – живет под крышей вокзала, заводит вокзальные часы и пытается починить куклу-автоматон, с которой возился перед смертью его отец-часовщик (Джуд Лоу). Вокруг – нарядный Париж из фильмов 1930-х гг. Дамы с собачками. Скромная цветочница (Эмили Мортимер). Влюбленный в нее строгий полицейский (Саша Барон Коэн). Старый мудрый библиотекарь (Кристофер Ли). Продавец игрушек (Бен Кингсли) и его любознательная юная дочь Изабель (Хлоэ Мориц).

В сущности, все эти персонажи – плоские фигурки, живущие внутри заводной шкатулки или старинных часов и механически исполняющие несложные роли. Библиотекарь дарит детям нужные книжки. Цветочница смущенно улыбается. Дамы говорят о собачках.

Все люди добрые, просто некоторые сломаны. У полицейского, который гоняется за беспризорниками и депортирует их в приют, сломано чувство юмора и заедает колено. У хмурого продавца игрушек сломан какой-то механизм посложнее.

«Хранитель времени» – первый детский фильм Мартина Скорсезе и первый, снятый в 3D. Странным это может показаться только заочно. На экране все становится логичным. Классик не пытается развлекать детей современным аттракционом, а ведет их в музей и показывает забытые фокусы.

К середине фильма выясняется, что заводная шкатулка Скорсезе – старинный киноаппарат. Хьюго приглашает Изабель в кино. Автоматон, с помощью которого мальчик надеялся получить послание от умершего отца, рисует круглую рожу Луны с воткнувшейся в глаз ракетой. Самым драматическим и самым эффектным моментом фильма становится прибытие поезда. А сломанного продавца игрушек зовут Жорж Мельес. И теперь задача юных героев – вывести пионера кинематографа, автора «Путешествия на Луну» из тени забвения к свету рампы и ордену Почетного легиона.

Насколько этот сюжет близок детям, вопрос пока открытый: за семь недель проката фильм с бюджетом $170 млн заработал в США около $53 млн и еще $12 млн по всему миру. Но у профессионалов «Хранитель времени» вызывает умиление: он уже есть в номинациях двух главных американских киногильдий – продюсерской и режиссерской, а значит, непременно будет и в оскаровском списке.

А «Оскар» у Скорсезе, при всем его авторитете, пока всего один – за далеко не лучшую в фильмографии картину «Отступники» (2006). Но, как убеждает нас «Хранитель времени», несправедливости такого рода еще не поздно исправить. Если даже что-то наломают неблагодарные современники, потомки обязательно починят.