Российский размер

Рынок новых автомобилей в прошлом году вырос почти на 40%. Из 2,6 млн проданных машин чуть ли не треть пришлась на внедорожники и кроссоверы, уверены аналитики. Большие машины хорошо продаются у всех брендов – и дорогих, и народных
М.Стулов

За прошлый год в России было продано 2,65 млн легковых и легких коммерческих автомобилей – на 39% больше, чем в 2010 г., сообщил вчера председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Дэвид Томас. Особенно динамично рос в 2011 г. сегмент автомобилей класса SUV (внедорожники и кроссоверы), отметил он. Перераспределение спроса в пользу больших, дорогих автомобилей в ближайшие годы скорее всего продолжится, считает он.

В январе – ноябре прошлого года из всех проданных в России автомобилей на SUV пришлось около 26%. Тенденция и по итогам года должна сохраниться, уверен исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Доля SUV начала резко расти после кризиса: в 2008 г. она составляла 18%, а уже годом позже – 21%. Доля седанов – пока самого популярного кузова – в России снижается. В 2008 г. на них приходилось 46% проданных новых автомобилей, в 2011 г. – только 36%.

В странах Европейского союза внедорожников и кроссоверов значительно меньше. Например, в Великобритании и Германии SUV в 2010 г. занимали 7–8% рынка, в Финляндии – 11,3%, показывают данные «Автостата».

Уровень популярности люксовых внедорожников и кроссоверов в России сопоставим только с рынками США и Объединенных Арабских Эмиратов, считает гендиректор «Мерседес-Бенц рус» Юрген Зауэр. В 2011 г. доля этих моделей в продажах Mercedes-Benz достигла 40%, отметил он. Раньше в продажах доминировал S-класс – 50% от общего объема. Сейчас – 5%.

У BMW на долю кроссоверов пришлось 44% продаж в 2011 г. У Toyota на SUV пришлось в 2011 г. более половины продаж, у Lexus – 83,4%. Даже у Hyundai, долгое время делавшей ставку на сегмент недорогих автомобилей и выпустившей на рынок бюджетную модель Solaris, ставшую хитом (см. врез), кроссоверы заняли около 18% в продажах. Из всех моделей вторым по объему проданных машин стал кроссовер ix35, третьим – Santa Fe.

Кроссоверы и внедорожники становятся все более популярными по понятным причинам – высокий клиренс, что актуально для российских дорог, и кузов типа универсал с хорошей вместимостью. А благодаря появлению компактных SUV эти автомобили удобно эксплуатировать даже в мегаполисе, объясняет главный управляющий директор розничного подразделения автоторговой группы «Рольф» Татьяна Луковецкая. Поэтому модельный ряд расширяет большинство автомобильных брендов, продолжает она. Дистрибутор Mitsubishi «Рольф импорт» в 2011 г. сосредоточился именно на продвижении SUV, в результате чего доля продаж этих автомобилей в дилерских центрах «Рольфа» увеличилась на 20% относительно 2010 г., рассказывает Луковецкая.