Шины покатятся в сеть

«Татнефть» решила самостоятельно продавать и восстанавливать шины для грузовиков. Проект обойдется в 2 млрд руб.

ООО «УК «Татнефть-нефтехим»

Управляющая компания. Владелец – ОАО «Татнефть» (100%). Финансовые показатели (РСБУ, 2010 г.): выручка – 205 млн руб., чистая прибыль – 162,1 млн руб. Создана в 2002 г. для управления комплексом нефтехимических предприятий «Татнефти».

Созданием сети займется «дочка» «Татнефти» – УК «Татнефть-нефтехим». «Мы разработали и уже почти утвердили новую программу на 2012–2014 гг., которая предусматривает вложение 2 млрд руб. в строительство сервисных центров», – рассказал «Ведомостям» Ринат Биктимеров, исполнительный директор ТД «Кама» (входит в «Татнефть-нефтехим»). По его словам, сеть объединит свыше 150 центров в России, СНГ, Европе и Средней Азии. Часть будет построена на собственные средства «Татнефти», часть – совместно с франчайзи. Сколько будет именно франчайзинговых центров, Биктимеров не сказал, отметив, что «в основном центры будут собственными».

Проект был задуман два года назад, говорит Биктимеров. В декабре 2009 г. «Татнефть» запустила завод ЦМК-шин для грузовиков и автобусов по технологии концерна Сontinental (Германия) проектной мощностью 1,2 млн штук в год и стоимостью 16,8 млрд руб. Особенность цельнометаллокордных (ЦМК) шин такова, что изношенный протектор может быть восстановлен три раза, это увеличивает срок службы покрышки со 150 000 до 500 000 км пробега. «Именно этим и объясняется необходимость создания сети сервисных центров», – поясняет Биктимеров. Около 100 таких центров уже есть, но не все они в собственности «Татнефти», часть средств из 2 млрд руб. «Татнефть-нефтехим» направит на выкуп центров у нынешних владельцев, говорит он.

Через сервисную сеть ТД «Кама», по словам Биктимерова, также хочет продавать не менее 30% ЦМК-шин собственного производства. В 2011 г. ТД «Кама» в целом продал свыше 300 000 ЦМК-шин, в 2012 г. продажи, по оценке Биктимерова, составят примерно 700 000 штук (без учета off-take Continental под немецким брендом «Татнефть-нефтехим» выпускает 200 000 штук).

Собственная сеть даст компании дополнительную маржу на розничном направлении и гарантированный канал сбыта для шин, это и «мощная капитализация наших активов», объясняет Биктимеров.

Второй отечественный производитель ЦМК-шин – «Сибур – русские шины» (СРШ) с производственными мощностями 370 000 штук в год. По данным «Сибур – русские шины», емкость российского рынка грузовых ЦМК-шин в 2010 г. составила 2,2 млн штук (24 млрд руб.). Емкость рынка грузовых шин в целом за тот же период – 6 млн штук (48,9 млрд руб.). Основные игроки российского рынка в 2010 г. – Michelin (16,7%), «Сибур – русские шины» (10%), Aelous (8%), Bridgestone (7,1%), Hangzhou Zhongce Rubber (6,1%), Goodyear (5,2%), «Белшина» (5,1%), прочие китайские (29,9%), прочие некитайские (11,9%). Планы конкурентов по созданию сети представители СРШ не комментируют.

Мало кто из производителей развивает монобрендовую розничную сеть – это невыгодно, считает один из продавцов шин. По его мнению, чтобы быть прибыльной, сети «Татнефти» придется продавать шины не только собственного производства, но и конкурентов. В отличие от «Татнефти», говорит собеседник «Ведомостей», большинство производителей восстановление ЦМК-шин выводят на аутсорсинг: этот бизнес интересен скорее небольшим компаниям.