"Польский плакат XIX-XX" в Пушкинском: патриотизм победил мастерство

Выставка польского плаката справедливо оказалась в тени больших проектов Пушкинского музея, хотя доказывает, что и самый скромный материал можно показать занимательно
ГМИИ им. Пушкина

Печально, но выставка «Польский плакат XIX–XX веков» не очень красивая. На несколько эффектных и изящных листов приходится много заурядных, банальных, наивных. А вместе они создают визуальную какофонию, которая, впрочем, обычна при скоплении произведений, созданных для улицы.

Вряд ли можно назвать этот показ и представительным: выставленные польские плакаты попали в Пушкинский по разным случаям, из частных собраний, в том числе и дореволюционных, и именно эти вещи составляют основу экспозиции. Если бы к выставке подключились музеи польские, экспозиция сложилась бы интересней, особенно в современном разделе.

Плакат второй половины прошлого века представляют лучшие польские графики, классики жанра: Хенрик Томашевский, Роман Чеслевич, Валдемар Свежий. Работы их хороши, но в малом количестве и случайном подборе не дают представления о польской плакатной школе, расцветшей в начале 60-х и ставшей легендарной в среде художников-графиков.

Наверное, лучше было бы ограничиться дореволюционными плакатами и представлять их не как художественное явление, а как историческое, рассказывающее о жизни.

История тут бросается в глаза на каждом шагу – большинство листов, напечатанных в Варшаве, Вильнюсе и во Львове, двуязычные (что не очень их красит – кириллица с латиницей плохо смотрятся), только цензурное разрешение набрано мелким русским шрифтом.

Многочисленные афиши балов и маскарадов замечательны не изобразительным решением в стиле увядающего модерна, а напоминанием о том, что накануне первой из мировых войн люди веселились много, словно впрок. И что патриотизм процветал везде – плакат Станислава Дембицкого призывал вместо многих прусских покупать один польский журнал мод. И не важно, насколько внешне хорош плакат Эдварда Трояновского – само приглашение «на американский каток на колесиках» в роскошном варшавском торгово-развлекательном комплексе, сгоревшем в 1944 г., кажется трогательным.