Вектор


Кризис доверия

Если у крупной компании начались проблемы, жди предложения о ее покупке. Ну или хотя бы слухов на эту тему. Это правило в очередной раз сработало в случае с канадским производителем коммуникаторов Blackberry – Research in Motion (RIM). Вся вторая половина 2011 г. оказалась для компании, мягко говоря, неудачной. Она несколько раз откладывала премьеры новых устройств, объявляла о непредвиденном ухудшении финансовых показателей, а в довершение всех бед в октябре 2011 г. случился масштабный сбой в работе ее центра обработки данных – и миллионы пользователей Blackberry в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке остались на несколько дней без связи. Слухи о том, что RIM продается, поползли еще в декабре: целый ряд СМИ написали об интересе к канадской компании со стороны альянса Nokia и Microsoft. А на днях сервис технологических блогов BGR.com сообщил со ссылкой на неназванный источник, будто согендиректор RIM Джим Балсилли встречался с рядом претендентов на покупку компании или ее лицензий на ПО и наилучшие шансы у корейской Samsung. Вчера Samsung официально опровергла не только факт переговоров с RIM, но даже наличие интереса к этой компании. Но характерно, как вели себя котировки акций RIM: информация о предполагаемой продаже привела к их росту на 8%, а ее опровержение – к падению более чем на 5%. Похоже, в перспективы RIM как самостоятельной компании инвесторы уже не верят.

Любители перемен

Новый порядок техосмотра вводится в России со скрипом – не только автовладельцы, но и сами операторы до конца не разобрались во всех деталях процедуры, контроль над которой перешел от ГИБДД к страховщикам. Что, впрочем, неудивительно для реформы, проводимой в авральном режиме. Несколько лет назад ее затевали дилеры – они всего лишь добивались, чтобы автомобилистам разрешили совмещать межсервисное техобслуживание автомобиля с его обязательным техосмотром. Теперь дилеры говорят: по утвержденным правилам работать невыгодно – слишком дешево и сложно. С ними согласны даже техцентры, много лет проводящие техосмотр по договорам ГИБДД. По прогнозу одного из таких операторов, ситуация вокруг техосмотра «устаканится» не ранее чем через полгода. А к тому времени подоспеют и новые перемены. Глава думского комитета по транспорту Евгений Московичев пообещал внести в Думу законопроект, по которому автомобили стандарта «Евро-5» смогут проходить ТО раз в пять лет, а не в три, как сейчас. Идея, как и со всей реформой ТО, хорошая, но беспокоят два момента: во что она превратится в процессе обсуждения в Думе и правительстве и как будет интегрироваться в непростую систему, связывающую теперь автовладельцев, страховщиков и операторов.

Rusal взялась за старое

UC Rusal продолжает в суде выяснять отношения с «Норильским никелем». «Дочка» алюминиевой компании ОК «Русал управление инвестициями» пытается оспорить в красноярском арбитраже решения, принятые советом директоров «Норникеля» 13 и 21 сентября 2011 г. В эти дни совет директоров «Норникеля» одобрил проведение обратного выкупа акций и ADR компании на общую сумму $4,5 млрд. Бумаги приобретала одна из структур компании – Norilsk Nickel Investments Ltd.

До этого UC Rusal не раз пыталась в российских и международных судах оспорить сделки «Норникеля» – продажу ОГК-3, сделку с Trafigura, предыдущий обратный выкуп на $3,3 млрд. Однако ни разу компании не удалось добиться удовлетворения своих требований. Интересно, какие аргументы припасла на этот раз ОК «Русал управление инвестициями», позволяющие ей надеяться на победу? Не исключено, что предыдущий негативный опыт может повлиять и на исход нового дела, считает гендиректор юридического бюро «Падва и Эпштейн» Павел Герасимов. Но у Rusal все же есть шанс. Российское право не прецедентно. А поскольку речь идет о новой сделке, суду придется заново изучить доводы оппонентов.

Признать нельзя

«Объединят ли под единой управляющей компанией три крупных аэропорта Московского авиационного узла? Отчасти этот процесс уже начался <...> Что же до «Домодедово», будет продажа его или нет, для объединения с остальными столичными аэропортами – вопрос открытый», – рассуждал вчера министр транспорта Игорь Левитин (цитата по «Российской газете»). Фактически тем самым он признал возможность объединения «Домодедово» с государственными «Внуково» и «Шереметьево». Правда, сделать это власти, судя по всему, хотят с новыми владельцами крупнейшего в России аэропорта. А председатель совета директоров и владелец «Домодедово» Дмитрий Каменщик заявил вчера «Ведомостям», что информация о продаже аэропорта не соответствует действительности. Так с кем тогда ведут переговоры российские олигархи? Например, во вторник владелец «Реновы» Виктор Вексельберг официально признал заинтересованность в покупке аэропорта. Впрочем, меньше чем через три недели ситуация должна проясниться. 7 февраля заканчивается прием заявок на покупку «Домодедово». Тогда и станет ясно, кто и что продает и какова дальнейшая судьба аэропорта.