On-line: Мы готовы обслуживать потребителей где угодно

ООО «Интернет решения»

управляет интернет-магазином Ozon.ru. Акционеры (данные СПАРК): 100% Davko Management Ltd. (бенефициары – фонды Baring Vostok Capital Partners, ru-Net, Index Ventures, Alpha Associates, Rakuten). В 2010 г., по РСБУ, выручка составила 3,37 млрд руб.,прибыль –10,3 млн руб. Ассортимент Ozon.ru включает более 1,6 млн наименований товаров. В базе покупателей зарегистрировано более 5,2 млн интернет-пользователей

Какие основные факторы будут влиять на развитие on-line-ритейла? Каким будет формат молла, как эти торговые площадки будут конкурировать со специализированными магазинами? Как будет вестись борьба за потребителя? За счет чего будет идти снижение затрат и почему все это будет происходить?

Ответы на эти вопросы можно найти в экономике.

Те, кто занимается on-line-продажами, знают, что стоимость привлечения одного клиента, доведенного до покупки, исчисляется от нескольких десятков до сотен долларов, и, конечно, с точки зрения использования рекламных инструментов это становится слишком затратным. Естественно, маленьким игрокам будет очень тяжело выживать, и поэтому моллы, которые могут выделять такие средства, имеют больше шансов быть коммерчески эффективными.

Следует учитывать и то, что off-line-ритейлеры тоже идут в on-line. Они будут использовать не только on-line-рекламу, но и традиционную рекламу, телевидение и прессу, что также будет увеличивать стоимость привлечения клиентов. Именно поэтому новые форматы, например, наподобие того, который создала «Мега» в традиционном ритейле, в какой-то степени будут доминировать в ближайшее время.

Второй важный момент – более массовый приход в электронную коммерцию как розницы, так и напрямую производителей.

Также мы предполагаем приход в розницу большого числа малых предпринимателей. Причем уровень этих предпринимателей будет опускаться до уровня так называемого local-local. То есть эти интернет-магазины могут обслуживать конкретные районы (применительно к Москве речь может идти, скажем, о Митино или Хамовниках). И это могут быть небольшие предприниматели, которые не просто перепродают, но и сами создают продукт.

Этим продуктом может быть свежее домашнее печенье, вязаные носки, услуги по выгулу собак или что-то другое. То есть Интернет создаст возможности для зарабатывания денег не только бизнесу федерального уровня, но и предпринимателям совершенно иного уровня, и мы можем предполагать, что это радикально повлияет на количество транзакций, производимых в Интернете.

Влиять на развитие массовых и глобальных продаж будет и расширение логистической инфраструктуры.

Это то, над чем бьются все федеральные и большие игроки, не важно, приходят ли они изначально из on-line или из off-line. И мы вынуждены констатировать, что мы не можем обеспечить прибыльность логистических доставок без существенных инвестиций. Сегодня ни один игрок не вкладывает сюда средств. Поэтому можно предположить, что в ближайшее время либо очнутся мировые гиганты – такие как DHL, UPS, FedEx – и все-таки начнут вкладывать средства в Россию и снижать свои цены (потому что нынешние цены на российском рынке в два-три раза выше стоимости этих услуг на развитых рынках), либо можно предположить, что крупнейшие игроки начнут объединяться, чтобы самостоятельно создавать какие-то общие инфраструктурные компании, что снизит себестоимость перемещения товарных потоков по России. Либо все-таки крупный российский бизнес тоже будет сюда вкладываться.

И четвертый важный фактор – вступление России в ВТО и прямой доступ на наш рынок иностранных интернет-магазинов. Это как раз сейчас тенденция, которая характерна для Москвы и Санкт-Петербурга. Поэтому если таможенные барьеры будут значительно снижены и у российских потребителей появится возможность напрямую покупать товары из-за рубежа с совершенно другой ценовой структурой (с учетом того, что стоимость логистических услуг на доставку товара на российские рынки сегодня занижена), то все вместе это несет серьезную угрозу для развития on-line-торговли.

Но, с другой стороны, здесь есть, конечно, и определенные возможности для расширения экспортных потоков, для обслуживания русскоязычных рынков в странах СНГ и на других зарубежных рынках.

Ozon как компания видит себя прежде всего в качестве маркет-лидера, как того, кто вместе с другими игроками будет выстраивать эту индустрию. Наша база лояльных покупателей насчитывает более 6 млн клиентов. В 2010 г. мы обработали около 2 млн посылок и сейчас предлагаем клиентам 1,5 млн товаров. Наш оборот в прошлом году превысил 4 млрд руб. Ozon отличает от многих других игроков и наличие собственных производственных мощностей.

В свое время мы вложились и сейчас обладаем крупнейшим в Восточной Европе логистическим центром в Твери. Он позволяет нам максимально эффективно обрабатывать всю логистику по всей территории России. Таким образом, это не просто интернет-витрина, а полностью самодостаточное производство, построенное по самому последнему слову техники. И, конечно, мы обладаем своей собственной сетью доставки, которая покрывает всю территорию России. То есть мы готовы обслуживать и потребителей в поселке Губкинский Ямало-Ненецкого АО, и в Москве, и во Владивостоке, и где угодно.

Это мы делаем не только с помощью курьерской доставки, но и через сеть пунктов выдачи заказов, которая сегодня является самым экономичным способом. Мы также активно сотрудничаем с российской почтой и с другими операторами, как иностранными, так и российскими, которые работают в нашей стране.

Мы думаем, что для того, чтобы быть конкурентоспособными, в ближайшие пять лет мы должны на порядок увеличить количество товаров, предлагаемых нашим покупателям.

Сегодняшние исследования предпочтений и желаний клиентов подтверждают, что в ближайшие годы можно ожидать увеличения продаж в секторе фэшн (одежда и обувь). Однако мы считаем, что продажи бытовой техники, книг, авиабилетов, товаров для детей также будут составлять значительную часть этих покупок. Покупатели сегодня ожидают большего ассортимента, они ожидают от интернет-продаж качества, ожидают удобства и безопасности платежей.

В свою очередь, производители пытаются напрямую выйти на потребителя, сократить свои маркетинговые издержки. Точно так же и розница пытается во всех этих коммуникационных каналах найти самый ближайший, самый эффективный способ для продажи своего товара. Поэтому мы приняли решение запустить с этого года новый формат работы, новую бизнес-модель. Это торговая площадка Ozon.ru. То есть это товары Ozon и товары сторонних продавцов на одной площадке в Интернете. Это единый каталог, единое место в Интернете, единое описание товаров, удобный и понятный процесс поиска и покупки и так называемая экосистема продаж и покупок, которая одинаково удобна и для конечных потребителей, и для продавцов и розницы, которые будут использовать эту площадку для работы с клиентами по всей России и по всей территории СНГ.