Не хотят быть лидерами

Даже если западный диплом MBA и не гарантирует немедленного взлета карьеры, те, кому удалось быстро взлететь наверх, утверждают: формулу успеха они познали именно в западной бизнес-школе. Правда, для этого пришлось преодолеть немало трудностей

«Мы специально подбираем в одну группу людей ярких, но разных. Это делает процесс обучения более интересным», – рассказывает Лонгбой из Chicago Booth. Российских студентов он считает людьми открытыми, даже чрезмерно прямолинейными в своих высказываниях, что иногда смущает их одногруппников. Изабелла Эсталлела, ассоциативный директор приемной комиссии бизнес-школы IESE, отмечает: россияне всегда прилежно учатся. Однако их существенный недостаток в том, что они не хотят брать на себя роль лидера, добавляет Пьер Касс, профессор по лидерству «Сколково» и декан Берлинской школы креативного лидерства.

Наши отличия. Пьер Касс,

профессор по лидерству «Сколково». «По уровню образования российские студенты не отличаются от представителей других стран. Пожалуй, россиянам надо больше тренировать лидерские качества. Многие из них предпочитают, чтобы решение за них принимал кто-то другой».

Игорь Хмель работал консультантом в McKinsey, когда решил поступить в Stanford GSB на программу MBA. Он всегда считал себя человеком, который делает себя сам. Приехал в Москву из Крыма, получил два высших образования (МФТИ и МГУ), устроился на престижную работу в McKinsey и теперь хотел получить образование за рубежом, чтобы дальше продвинуться в карьере.

Однако взять новую высоту оказалось непросто. «Конкурс был большой – 15 человек на место», – рассказывает Хмель и добавляет: тесты TOEFL  и  GMAT многие сдали хорошо. Но 74% абитуриентов отсеялось на этапе предоставления рекомендаций и презентации эссе о себе.

Хмель писал эссе месяц и каждый раз показывал новый вариант знакомым выпускникам бизнес-школы. Его много критиковали. В итоге он решил сделать упор на своих предпринимательских качествах. Ведь ему не раз рассказывали о том, что в стэнфордской школе бизнеса силен предпринимательский дух. Хмель описал, как приехал в Москву из глубинки, сделал карьеру в столице, а теперь хочет поменять радикально свой жизненный путь. Эссе приняли, и он поступил.

Дорога для избранных

Ежегодно на сайте компании QS World MBA Tour, которая организует выставки бизнес-школ, регистрируются в среднем 1500 россиян, которые хотят поступить в западные бизнес-школы. Из них, по наблюдениям Зои Зайцевой, регионального директора QS, реально сдают экзамены не более 250 человек, а уезжают учиться от силы 150.

Многие считают, что для поступления достаточно сдать тесты и заплатить деньги, отмечает Виктория Пралич, до недавнего времени исполнительный директор MBA Consult. Обучение действительно стоит дорого (в топовой школе – от $120 000 за двухлетний курс плюс проживание), говорит она. Но деньги – не главное препятствие. «Чем выше уровень школы, тем больше внимания уделяется личностным качествам кандидата. При поступлении абитуриент должен показать себя яркой и интересной личностью», – говорит Пралич. И вспоминает слова знакомого выпускника Wharton: «Если вы с самого детства не ставили себе во всем высокую планку, вам будет трудно поступить и учиться в топовой школе».

Российские абитуриенты сравнительно легко сдают тесты GMAT и TOEFL, которые проверяют знания и выявляют аналитические способности. Самая сложная часть – это презентация эссе о себе и собеседование, где человек должен раскрыться как личность, объясняет Арнольд Лонгбой, управляющий директор Executive MBA-программы в бизнес-школе Chicago Booth Чикагского университета. «На собеседовании я часто сталкиваюсь с тем, что российские кандидаты не умеют себя презентовать. Они скромничают и не хотят говорить о себе», – объясняет он. Чтобы раскрепостить кандидата, Лонгбой задает наводящие вопросы и потихоньку втягивает собеседника в диалог о его успехах.

«Нас никогда не учили рекламировать себя. А для поступления в топовую школу надо составить увлекательный рассказ о себе, из которого комиссия сделала бы надлежащие выводы», – замечает Роман Сливин, выпускник INSEAD прошлого года. «Чрезмерно рекламировать себя нельзя. Нужно оставаться искренним. Иначе вызовешь недоверие», – добавляет Хмель.

Трудности обучения

Выпускник МГИМО Евгений Меркель закончил сразу две бизнес-школы – Венский университет экономики и бизнеса и The Darlas Moore School of Business Университета Южной Каролины. «Учиться в западных школах было сложнее, чем в МГИМО», – констатирует он. Причем самым трудным для него оказалось отсутствие жесткого контроля за процессом учебы со стороны профессоров. «Большую часть материала приходилось изучать самостоятельно. Я даже не успевал все прочитать», – рассказывает он.

«Мы действительно задаем большие домашние задания, но в этом есть смысл. Наши выпускники должны уметь управлять своим временем и выстраивать приоритеты», – говорит на это Лонгбой. По его словам, школа специально убрала из программы отдельный курс по тайм-менеджменту, решив, что студенты могут научиться выстраивать свое расписание самостоятельно.

Отсутствие жесткого контроля за процессом обучения – всего лишь иллюзия, убежден Игорь Хмель из Stanford GSB. На самом деле контроль есть. «Здесь ты поставлен в жесткие дисциплинарные рамки, но они не насаждаются извне, а идут от страха потерять лицо в глазах окружающих», – говорит он. В школе не принято пропускать занятия. Контрольные пишут в аудитории, где нет преподавателя, но никто не списывает. Очень важна репутация примерного ученика, делится он.

Россияне – не лидеры

Елена Сябренко, выпускница IESE, вспоминает случай, когда, к своему сожалению, не смогла проявить лидерские качества и увлечь группу за собой. «Однажды нам дали тест, который надо было решить сначала самостоятельно, а потом коллективно – и в конце сравнить свой результат с результатом группы. Мой личный балл оказался выше общего. Но я постеснялась убедить группу в своей правоте. В результате группа навязала мне свое мнение», – вспоминает женщина. «Россиянам надо больше тренировать свои лидерские качества», – делает вывод Пьер Касс.

Неправильные

«В Америке тебя ставят в строгие рамки, ты должен жить по заданным правилам. Для американцев это норма жизни, для нас – нет. Мы не такие дисциплинированные», – делится своими наблюдениями Игорь Хмель. «Европейцы слишком привыкли к шаблонным решениям. Россияне мыслят не так ординарно. Но наш нестандартный подход кажется европейцам неправильным», – говорит Елена Сябренко из IESE. Российские слушатели недаром легче находят общий язык с латиноамериканскими и индийскими студентами, замечает Игорь Хмель. «Они, как и мы, не такие правильные и больше открыты для общения», – улыбается он.

Однако у российской креативности есть и обратная сторона – мы бываем излишне эмоциональными и искренними, говорит Роман Сливин из INSEAD. «В отличие от западных студентов, которые к знакомствам относятся профессионально, мы больше общаемся с теми, кто нравится, а не с теми, кто нужен», – замечает он. «После обучения в IESE у меня не сохранилось никаких профессиональных контактов», – делает печальный вывод Елена Сябренко.

Жизнь после школы

Российские хедхантеры часто говорят о том, что диплом западной школы не гарантирует немедленного прорыва в карьере. Однако те, кто его совершил, подчеркивают: опыт обучения косвенно помог им в этом.

Например, Николай Гладких, ныне работающий в группе компаний ГАЗ, начинал механиком на Челябинском трубопрокатном заводе. Потом закончил Челябинский политехнический институт и Wayne State University в США. К моменту поступления в бизнес-школу Duke University: Fuqua он был уже ведущим инженером канадского подразделения Ford, но чувствовал, что нуждается в более глубоком понимании экономических и бизнес-процессов, идущих в компании.

Школа дала нечто большее, чем новые знания. «Я понял, что за время карьеры и учебы прошел через невозможное и теперь могу сделать все. Я абсолютно уверен в своих силах», – говорит он. И добавляет: в школе у него произошла настоящая переоценка ценностей, у него появился системный подход к бизнесу.

В 2008 г. Гладких вернулся в Россию. Его пригласили в группу ГАЗ, где он стал директором по качеству дивизиона «Силовые агрегаты». Ему поручили сделать прорыв в развитии подразделения, и он успешно провел все реформы. «Возможно, я смог бы совершить это и без диплома MBA. Но именно полученные знания и опыт придали мне уверенности в своих силах и помогли победить», – заключает он.