Рыба захлебнулась

Отказ от бюджетной рыбной продукции в пользу более дорогой сыграл плохую шутку с группой «Русское море»: выручка группы в IV квартале неожиданно снизилась

«Русское море», один из крупнейших российских производителей и импортеров рыбы и морепродуктов, в IV квартале 2011 г. снизило выручку на 5,6% по сравнению с тем же периодом 2010 г. до 6 млрд руб. Продажи оптового подразделения группы сократились на 3,2% до 4,72 млрд руб. А выручка сегмента готовой рыбной продукции упала на 14,2% с 1,52 млрд до 1,3 млрд руб., следует из операционной отчетности группы.

Годовые результаты не дотянули до прогноза менеджмента: выручка группы увеличилась на 7,3% до 18,52 млрд руб. (из них 14,5 млрд руб. пришлось на дистрибуцию охлажденной и мороженой рыбы). Весной 2011 г. тогдашний гендиректор группы Дмитрий Дангауэр обещал, что выручка «обязательно» вырастет «на уровне 10–15%» (цитата по Reuters). За девять месяцев 2011 г. результат был даже выше прогноза: рост выручки по группе – на 15,1%, в рыбопереработке – на 20%.

Тимофей Тарасов, назначенный гендиректором «Русского моря» в сентябре 2011 г., объясняет снижение выручки от дистрибуции общерыночным трендом: цены на норвежского лосося в прошлом году резко упали, а сельдь подорожала почти вдвое, из-за чего рынок этого вида рыбы существенно сократился. По данным Рыбного союза, оптовые цены на семгу за 2011 г. упали почти на 50%: в начале года килограмм охлажденной красной рыбы в опте стоил около 300 руб., летом цена упала до 200 руб., а в некоторые периоды доходила до 170–180 руб. и с тех пор не вернулась на прежний уровень, объясняет исполнительный директор союза Сергей Гудков. Импортная сельдь за полгода подорожала с $900 до $1400 за тонну, продолжает он.

Спад выручки в сегменте переработки в конце года Тарасов объясняет отказом от производства недорогих пресервов из сельди. Кроме того, говорит директор «Русского моря», в 2011 г. цены на красную икру (а на нее приходится 20–25% продаж рыбоперерабатывающего бизнеса группы) были существенно ниже, чем в 2010 г.

IV квартал был не самым сильным для дистрибуторов, подтверждает и совладелец крупного импортера рыбы «Атлант-пасифик» Денис Саврасов. «Продажи были несколько ниже наших ожиданий, рентабельность нас разочаровала – из-за резкого колебания курсов валют многие сделки проходили в минус», – объясняет он. В целом за 2011 г. потребительские цены на рыбу и морепродукты выросли на 11,3%, говорит руководитель Аналитического центра информационного агентства по рыболовству Тимур Митупов.