Кадры: Нанимаем и обучаем

«Автоваз»

Крупнейший автопроизводитель в России. В 2011 г. в России реализовано 578 387 автомобилей Lada – это на 10,6% больше, чем в 2010 г.

Хотел бы остановиться в первую очередь на подготовке кадров. Поэтому те проблемы, которые у нас были в последние три года, – мы их просто пропустим. Одно только хочу сказать – что за три года мы уменьшили наш персонал со 105 000 до 70 000 человек, но в любой промежуток времени мы не забывали, что нужно и готовить кадры. Даже в 2009 г. мы обучили 28 000 наших работников. Учитывая, что мы сейчас работаем совместно с альянсом Renault-Nissan и нам необходимо создать порядка 20 новых моделей автомобилей, перед нами поставлена серьезная задача по переподготовке наших кадров. До 2020 г. предусмотрено израсходовать на все наши программы подготовки кадров не менее 3 млрд руб., это примерно 300–400 млн руб. ежегодно. На 2012 г. в бюджет заложено более 500 млн руб.

Школы, колледжи и вузы

Мы никогда не забывали о том, что у нас есть школы, колледжи, вузы и техникумы. На сегодняшний день «АвтоВАЗ» является шефом 51 школы, со всеми заключены договоры, за каждой школой закреплены наши сотрудники, которые проводят работу, для того чтобы направить в дальнейшем наших детей на Волжский автомобильный завод. Одна из причин этого в том, что мы уже сегодня, несмотря на кризисную ситуацию, имеем дефицит людских ресурсов в городе. В Тольятти 1,7% безработицы, впереди у нас еще увеличение объемов производства и создание экономической зоны, где не менее 20 000 рабочих мест необходимо заполнить. В ближайшие несколько лет ситуация усугубится, поэтому задача – это снижение затрат, повышение качества и рост производительности.

Мы также не забываем работать с нашими ПТУ, техникумами и лицеями, и надо отдать должное нашим предыдущим руководителям, что мы не забросили эту категорию. На сегодняшний день мы с лицеями и техникумами заключаем договоры, в том числе и на 2012 г., и мы компенсируем часть затрат за каждого будущего нашего работника, если он приходит на завод после этого учебного заведения. Это происходит ежегодно, и даже в кризисный период времени мы эту работу не забросили. Мы знаем, что это основной источник наших высококвалифицированных рабочих кадров, планируем в 2012 г. порядка 800 человек получить из этих учебных заведений.

У нас два высших учебных заведения, с которыми мы работаем плотно, – это Самарский государственный университет и Тольяттинский государственный университет. Уже в этом году мы отобрали 40 молодых ребят, при этом 20 ребят будут обучаться за счет «АвтоВАЗа», 20 – за счет бюджета. И отбираем с 5-го и 4-го курса молодых ребят для прохождения производственной практики, и, если эти ребята останутся у нас работать с соответствующим заключением договоров, мы также произведем соответствующую компенсацию. Планируется в 2012 г. порядка 200 человек принять таких молодых специалистов, в 2013-м – порядка 100.

Внутрикорпоративное обучение

На 2012 г. запланировано охватить обучением не менее 47 000 работников нашего предприятия. В 2011 г. была разработана программа обучения и стажировки 1000 наших работников – она закончилась 1 июля 2011 г. Следом мы уже разработали еще одну программу для персонала службы вице-президента по техническому развитию.

В 2011 г. мы приняли на предприятие порядка 500 человек – молодых специалистов в первую очередь. В 2012 г. – еще порядка 360, и в 2013 г. – еще 180 человек. Отбор ведется под руководством нашего директора по инжинирингу Алена Дюбуана. С учетом вновь принятых за три года мы должны на ряде курсов обучить не менее 10 135 человек. Это все предусмотрено нашей программой по развитию инженерно-технического персонала, в первую очередь конструкторов и технологов.

Одна из проблем, с которыми мы столкнулись, – это незнание английского языка. Учитывая, что в последние 40 лет локализация поставок была общероссийская, языковых проблем у нас не было. Но сегодня с Renault-Nissan у нас появилась такая проблема. И столкнувшись с ней, а также с огромным дефицитом переводчиков, нами поставлена задача к 2016 г. обучить определенное количество специалистов, которые могли бы работать, не имея языковых проблем со специалистами Renault-Nissan.

В этом году мы организовали обучение 1052 человек в учебных заведениях Российской Федерации. На следующий год в рамках этой программы как через дистанционное обучение, так и через учебные заведения Российской Федерации нами предполагается обучить не менее 5000 наших работников, в первую очередь руководителей, специалистов инженерно-технического направления, конструкторов и технологов. Средства на эту программу нашим руководством выделены, поэтому будем надеяться, что у нас все это получится.