Доехали до Минфина

Ростовские автотранспортники нашли новую статью дохода – взыскивать с Минфина компенсацию за перевозку льготников. Одна компания уже выиграла процесс на 8 млн руб., на очереди два иска на 94 млн руб.

Крупные ростовские перевозчики АТП № 5 (обслуживает восемь автобусных маршрутов) и РГАТП № 1 (12 маршрутов) подали иски в ростовский арбитраж к Минфину РФ и минфину области с требованием возместить убытки за перевозку федеральных льготников. РГАТП № 1 считает, что Минфин задолжал им за 2008–2010 гг. 62,2 млн руб., АТП № 5 за тот же период хочет получить 31,7 млн руб. Иски рассмотрят 20 февраля.

Заместитель гендиректора РГАТП № 1 Владимир Клятов от комментариев отказался. Мобильный директора АТП № 5 Магомеда Дарсигова вчера не отвечал. В октябре 2011 г. небольшой ростовский перевозчик ООО «Авто-лайн» первым взыскал в ростовском арбитраже с Минфина 8,1 млн руб. за перевозку льготников в 2008–2010 гг. Суд решил, что область должна только обеспечить равный доступ к общественному транспорту федеральным льготникам, но не оплачивать их проезд, а отвечать должен только Минфин РФ: «Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников (инвалиды Великой Отечественной войны (ВОВ), некоторые категории участников ВОВ и ветеранов боевых действий, дети-инвалиды, ликвидаторы взрыва ЧАЭС) произведена в интересах РФ как публично-правового образования <...> финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам РФ».

Минфин проиграл «Авто-лайну» и в 15-м арбитражном апелляционном суде (расположен в Ростове). Гендиректор компании Владимир Кожанов от комментариев отказался. Пресс-служба Минфина на запрос не ответила.

Управляющий партнер адвокатского бюро «Юг» Юрий Пустовит говорит, что судебная практика по этой категории дел вполне сложилась и взыскивать убытки от перевозки федеральных льготников логично. В августе 2011 г. кировская компания «Новотранс-5» взыскала с Минфина в кировском арбитраже 723 846 руб., а вот орловскому АТП № 1 московский арбитраж во взыскании 13,5 млн руб. отказал.

Гендиректор АТП-3 «Транссервис» Вячеслав Караев говорит, что тоже подаст иск к Минфину на следующей неделе. Он удивлен победе коллег и надеется на положительное решение и по своему иску, но опасается, что процесс или исполнение решения могут заволокитить. Караев говорит, что ранее ростовские транспортники иски к Минфину не подавали, так подсчитать и доказать убытки очень тяжело (расчет убытков по иску «Авто-лайна» занимает 10 страниц в решении суда). Замдиректора городского департамента транспорта Елена Дедова говорит, что по компенсациям за федеральных льготников есть большое недофинансирование, на уровне местных льготников все в порядке.

В 2011 г., по данным департамента транспорта, большие автобусы перевезли 228 млн пассажиров, из них 28,6 млн – федеральные льготники.