Выставка Александра Ведерникова : графика ленинградского формалиста идеально подходит для домашнего интерьера

«Александр Ведерников. Работы на бумаге» – мини-выставка художника «ленинградской школы», скромного советского модерниста-формалиста
С.Портер/ Ведомости

На выставке в галерее «Роза Азора» представлены два десятка литографий и акварелей 60–70-х гг. прошлого века: обнаженные, пейзажи – с корабликами и городские, натюрморты. Все комнатного размера, приятные по цвету, в меру условные, хорошего вкуса.

Натюрморт с яркими цветами напоминает об Анри Матиссе, маленькие, как игрушечные, кораблики – об Альбере Марке, глядя на длинношеих и отяжелевших книзу ню, вспоминаешь, например, о голой натурщице Владимира Татлина, написанной не для прославления красоты женских форм, а ради поиска новых форм в искусстве. Впрочем, и татлинская «Сидящая обнаженная» имеет родство с французским кубизмом, от которого гений русского авангарда ушел не оглядываясь. Так что парижских вдохновителей творчества Александра Ведерникова, родившегося в самом конце позапрошлого века, долго искать не надо.

Художники делятся на тех, кто открывает новое в искусстве, и всех остальных. Ну а остальные, в свою очередь, могут вести себя по-разному – кто-то пыжится придумать новое, не имея ни соответствующего таланта, ни поручения от муз, а кто-то тихо работает в открытом другими художественном пространстве, обживая его, с радостью постигая его закономерности.

Произведениям первооткрывателей место в музеях и собраниях богатых и тщеславных. Работам талантливых и добросовестных последователей гениев – в частных собраниях людей среднего достатка. Но привычка украшать дом искусством у нас мало распространена, да и куда вешать картины или литографии в малогабаритных квартирах, где всегда тесно. Правда, как раз в 60-е гг. прошлого века возникла мода украшать тиражной графикой – эстампами особенно – даже самые скромные жилища, но пока не возвращалась.

К сожалению, профессиональных, качественных, культурных и приятных для глаза графических и живописных работ художников не первого ряда создано больше, чем желающих их иметь. Галерея «Ковчег», организовавшая выставку Александра Ведерникова в «Розе Азора», как раз на профессионалах его уровня и дарования специализируется. Открывая и вспоминая многих художников, про которых легко сказать «хорошие», но больше и добавить-то особенно нечего.

Лет двадцать назад еще впечатляла биография – последователей западных модернистов клеймили в советские времена как «формалистов», притесняли и даже репрессировали. Они действительно были героями – без их тихого стоицизма и верности художественным идеалам наша страна могла окончательно выпасть из общемирового художественного движения. Но на скромную цену работ хороших художников их личный героизм влияния не оказывает.