Вектор


В поисках Google

Инвестиции в интернет-компании могут оказаться очень успешными, но и риски высоки – это в очередной раз подтвердилось вчера, когда опубликовал отчетность американский разработчик игр для социальных сетей Zynga. Компания несколько кварталов подряд наращивала прибыль, а в октябре – декабре 2011 г. неожиданно для инвесторов показала чистый убыток. Правда, он во многом связан с выплатами по опционам сотрудникам, объяснила Zynga в своем отчете.

Другой модный стартап Кремниевой долины – скидочный сервис Groupon – тоже неожиданно показал убыток в последнем квартале года. У него другие проблемы – Groupon так и не удалось снизить и без того большие расходы на маркетинг: в 2011 г. они выросли в 2,6 раза до $769,6 млн. Несмотря на это, обе компании в прошлом году провели успешные IPO: Zynga смогла привлечь $700 млн, Groupon – $1 млрд.

Такие чудеса возможны только в hi-tech-секторе, не раз признавали аналитики. Интернет-компании – темная лошадка для инвесторов, желающих понять, какая из них – будущий Google. Во время IPO в 2004 г. Google была оценена в $23 млрд, а сейчас капитализация крупнейшего поисковика – $198,2 млрд. Так что инвесторам есть за что побороться, хотя по пути можно и растерять часть средств на лопнувших пузырях.

Трубы без конца

В истории любой страны есть проекты, которые долго-долго вынашиваются, годами живут на бумаге, забываются, снова вспоминаются. И никто не может сказать окончательного «нет». Потому что в конечном счете эти проекты так или иначе понадобятся – для геополитики, для экономики или для элементарного заработка смежных отраслей (строителей, поставщиков материалов и проч.). Один из таких примеров – проект нефтепровода до греческого Александруполиса. Идея родилась еще в 1990-х. Проект задумывался как альтернатива танкерным перевозкам через перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы. Но все соглашения и переговоры закончились ничем: недавно из проекта вышла Болгария, а именно на болгарской территории (в порту Бургас) должен был начинаться нефтепровод.

Оказалось, что проект еще можно реанимировать. Например, построить трубу до Греции по территории Турции (в обход Болгарии), о чем сообщило вчера «РИА Новости» со ссылкой на вице-президента «Транснефти» Михаила Баркова: «Существует идея, которая родилась не слишком давно <...> Возможно, что мы [ее] реализуем». Правда, Турция тоже не самое простое государство для переговоров. Страна не хочет терять транзитные потоки и доходы от этого, но ее проект в обход проливов, нефтепровод Самсун – Джейхан, тоже пока существует лишь на бумаге.

Незримый Walmart

Крупнейшего мирового ритейлера Walmart в России ждут с нарастающим нетерпением, свидетельствуют события последних дней. Стоило российскому варягу – выходцу из X5, а сейчас старшему вице-президенту Walmart Льву Хасису публично заявить о том, что американский гигант «когда-нибудь обязательно придет», как участники рынка родили несколько вполне жизнеспособных теорий, как это может произойти. Walmart купит у Х5 гипермаркеты «Карусель», написало деловое петербургское издание. Несмотря на категоричные опровержения с обеих сторон, рынок подхватил эту идею. Американцев могли бы заинтересовать «Лента», «О’кей» или даже X5 целиком, тем более что нынешние мультипликаторы стоимости этих компаний проходят по критериям Walmart. А долговая нагрузка последней позволила бы ей занять достаточно денег для поглощения всех этих компаний, рассудили аналитики. О том, какой вариант выберет сама Walmart, мы можем узнать довольно скоро – 1 июня 2012 г. истекают обязательства Хасиса (он отвечает за международную экспансию Walmart) перед Х5 по работе в конкурирующих компаниях и, значит, он сможет начать более активный поиск кандидатов на покупку в России.

Альпийский бастион взят

Сбербанк закрыл сделку по приобретению 100% акций Volksbank International (VBI). Покупка VBI открыла для него пять стран Восточной Европы. Для сделки ему потребовалось полгода переговоров и два снижения цены – изначально акционеры VBI просили за него 750 млн евро.

Для госбанка это первая победа на международной арене – помимо того что сделка закрыта с дисконтом, ему удалось выбить увеличение капитала VBI, убытки которого по итогам III квартала составляли 59 млн евро. Сбербанк также получил от консорциума владельцев пятилетнее фондирование на 500 млн евро. Президент Сбербанка Герман Греф уверен, что австрийский банк в итоге станет сильной платформой. С такими возможностями фондирования, как у Сбербанка, ему и вправду предстоит серьезно закрепиться в Европе – большинство европейских банков слишком заняты приведением достаточности капитала в соответствие с нормами, которые вступят в силу в середине 2012 г.