Вектор


Битва за новую Москву

Разработка концепции так называемой Большой Москвы (официально – московской агломерации) обойдется столичному правительству минимум в 2,5 млн евро. Такую сумму поделят поровну 10 авторских коллективов, победивших в конкурсе разработчиков концепции. Конечно, концепция – документ первого уровня – лишь канва, по которой будет создаваться новый генплан Москвы. И уже от него будет зависеть дальнейшее развитие города, территория которого удвоилась росчерком пера. Тем не менее, по словам председателя Москомархитектуры Александра Кузьмина, конкурс разработчиков концепции вызвал невероятный ажиотаж среди архитектурных бюро всего мира. За победу боролись 67 коллективов – громкие имена есть и среди выигравших, и (как утверждают чиновники мэрии) среди проигравших. Среди тех, кто заключит контракт с московским правительством, несколько компаний, готовивших концепцию Большого Парижа, автор многих необычных европейских зданий испанец Рикардо Бофилл (в свое время президент Франции Жак Ширак лично отстранил его от проекта реконструкции одного из кварталов Парижа, обвинив в гигантомании) и российские бюро: «Остоженка», МАрхИ, ЦНИИП градостроительства и Архитектурно-дизайнерская мастерская профессора Черникова. Победители ничего не говорят про свои идеи, опасаясь утечки, ведь жюри выберет лучшие из конкурирующих концепций. Зато архитекторы признаются: предложенный мэрией гонорар несоизмеримо мал по сравнению с объемом предстоящей работы. Примерно те же 250 000 евро получит разработчик концепции «Сколково», признался один из конкурсантов. Но есть такие статусные проекты, участие в которых дороже денег, добавляет он: сейчас в мире не много сопоставимых по уровню архитектурных задач. Так что мэрия могла бы и сэкономить, шутит другой участник: нашлись бы желающие работать и бесплатно. Главное, чтобы при оценке результатов работы столь ярких коллективов заказчики руководствовались не только принципами инновационности и «крутости», но и удобства для жизни.

Главные вопросы

В первых числах февраля несколько стран ЕС столкнулись с дефицитом газа из России (с разной периодичностью и в разных объемах). «Газпром» сначала молчал, потом заявил, что выполняет контрактные обязательства, просто заявки европейцев слишком велики (а в России спрос также рос). Потом «Газпром» намекнул, что Украина выбирает газа больше положенного. А закончилось все тем, что морозы ослабли, поставки восстановились и российский концерн обрушился с критикой на европейских политиков: они реформируют рынок, фактически мешая ему развиваться.

Но вчера «украинская тема» зазвучала снова: с 1 по 15 февраля главный транзитер российского газа выбрал 438,3 млн куб. м сырья из тех объемов, которые предназначались для ЕС, передал «Интерфакс» со ссылкой на источник в «Газпроме». В пересчете на год это значительная цифра – почти 11 млрд куб. м, примерно треть от того, что Украина собирается выбрать по итогам 2012 г.

«Нафтогаз Украины» отрицает нарушения. «Газпром» официально тоже ничего не заявляет. А эксперты (особенно западные) указывают на возможные проблемы у самого «Газпрома», ведь его экспорт не превышал исторических максимумов, т. е. что-то не так у российской компании в этом году. В общем, на два извечных российских вопроса – кто виноват и что делать – по-прежнему нет ответа.

Всем выйти из сумрака

Российские банки – участники системы страхования вкладов (ССВ) должны к лету 2012 г. раскрыть полную структуру собственности, рассказал зампред ЦБ Михаил Сухов. По его словам, соответствующие поправки в правила раскрытия информации этими банками одобрил совет директоров ЦБ. «Мы считаем, что процедуры слияния и поглощения в банковской сфере должны идти в более открытой, транспарентной среде», – цитирует Сухова «Интерфакс». Сейчас единых правил раскрытия информации нет, сетует Сухов. А потому почти 300 банков разместили данные о своих конечных владельцах на сайте ЦБ, многие банки раскрывают такую информацию лишь на своих сайтах, некоторые делают это не полностью, а кое-кто и вовсе держит данные о бенефициарах в секрете. Сухов говорит, что после регистрации и вступления в силу поправок все участники ССВ должны раскрыть структуру собственности – вплоть до промежуточных компаний, через которые бенефициары владеют банками.

Помогут ли единые правила? Нельзя этого исключать. Сейчас самое жесткое наказание за нераскрытие информации – исключение из системы страхования вкладов, но пока оно ни к кому из банков не применялось, ведь информацию они худо-бедно раскрывают, а как именно это надо делать, нигде не сказано. Будут единые правила – у ЦБ появится возможность пригрозить исключением.