Мировые рейтинги: Не верьте слухам


Недавно коллеги поздравляли меня с очередным присуждением моему институту высокого места в «международном рэнкинге» школ бизнеса Eduniversal.

«А в чем, собственно, проблема?» – мог бы спросить не вполне просвещенный читатель. Рейтинг международный, третий год подряд вы в первых строчках, какие чувства, кроме законной и вполне заслуженной гордости, могут, собственно, возникать?

Дьявол, как это часто случается, в деталях, а именно в методике и критериях «международного» признания. Главный критерий проекта Eduniversal – это, по сути, слухи или опрос руководителей школ бизнеса на тему «Вы о каких-нибудь школах бизнеса в стране N не слышали ли случайно?». Можно догадаться об объективности оценок и местах в «рейтинге», которые я и мои коллеги выставляем. Знания моих зарубежных коллег о бизнес-образовании в России ничуть не глубже, чем мои – о ситуации со школами бизнеса в странах третьего мира. В результате имеем «международное признание» школ бизнеса крупнейших университетов, ведь о самих университетах слышали многие, школ, имеющих зарубежных партнеров или просто часто посещающих многочисленные и практически бесполезные международные тусовки.

А дальше начинается любимая сегодня в народе забава «померяйся рейтингами».

На дипломах, сайтах, бланках, буклетах и прочих носителях корпоративной гордости появляются ветви, звезды и аббревиатуры о разнообразных, но непременно «международных» аккредитациях. Ничего странного в этом не было бы, если бы мы не дезориентировали тем самым доверчивого отечественного клиента.

Как известно, главными критериями международной школы бизнеса, т. е. ее аккредитации в соответствующих ассоциациях, часто считаются участие в преподавании иностранных профессоров и обучение в школе иностранных студентов. То есть ничего про качество, но много про количество.

Пару месяцев назад руководители некоторых школ бизнеса России в дискуссии с лидерами одной из международных ассоциаций выработали довольно интересную формулу международной школы бизнеса, она должна иметь: а) штатных преподавателей, которых часто приглашают преподавать в зарубежных школах; б) современные программы, отвечающие практическим потребностям современного бизнеса; в) слушателей, которых берут на работу ведущие компании; г) современную развитую инфраструктуру. Заметьте, ни слова про иностранных профессоров или студентов, речь о соответствии общепринятым в мире стандартам качества.

А теперь попытайтесь ответить на простенький вопрос: многие ли обладатели символов «международности», причем не только в России, соответствуют предложенным критериям? Отсюда и ответ на часто задаваемый у нас в обществе вопрос: почему наши школы бизнеса при неприлично высоком для Европы проценте в штате профессоров, имеющих докторскую степень, никак не пробьются хотя бы в первую тысячу мировых школ бизнеса?

Когда в очередной раз меня спрашивают: «А вы слышали, что в рейтинге ABC ваш институт всего лишь пятый?», мне всегда хочется ответить: «Не пользуйтесь слухами!»