Вектор


Сам себе продавец

Почти половина контрактов МТС – в IV квартале рекордные 46,3% – продается через ее собственную сеть салонов, сообщила компания. У «Вымпелкома» крупнейший канал продаж тоже родственный – «Евросеть», в ней у оператора 49,9%. Но на долю «Евросети» в III квартале (за IV квартал «Вымпелком» отчитается сегодня) приходилось только 18% продаж его sim-карт, а монобрендовая розница «Вымпелкома» пока невелика (сейчас ее расширяет та же «Евросеть»). У «Мегафона» на собственные салоны в конце 2011 г. приходилось 20% продаж. МТС сейчас самый сдержанный участник рынка подключений – в 2011 г. она единственная в сотовой «большой тройке» сократила число абонентов. При нынешнем уровне проникновения мобильной связи в России (157 sim-карт на 100 жителей) форсировать продажи бессмысленно, объясняет президент МТС Андрей Дубовсков. Ведь за каждого привлеченного абонента нужно платить комиссию дилеру. А если дилер контролируется сотовой компанией, необходимость платить комиссию отпадает. Правда, тогда страдает рентабельность дочерней розницы, а значит, косвенно и оператора. Недаром салоны МТС прекратили продажу дешевых телефонов и сфокусировались на высокоприбыльных смартфонах и планшетах.

Из двух зол

В марте РЖД планирует перестроить систему работы с операторами подвижного состава: она введет полный запрет на отправку порожних вагонов без гарантии на обратную перевозку грузов. Цель – разгрузить сеть, чтобы не было пробок и проблем с вывозом. Официально операторы не бунтуют. Неофициально говорят, что ждут новых проблем и волокиты с документами.

Во сколько это им обойдется, пока не ясно. Но зато новая система может избавить их от гораздо более серьезных потерь. Во всяком случае, на это вчера намекнул вице-президент РЖД Салман Бабаев: если в апреле не будет проблем на сети, у РЖД отпадет необходимость в исполнении прежнего поручения правительства – взять в аренду у частных операторов их полувагоны, чтобы избавиться от проблем с невывозом грузов (цитата по «Прайм»). Как раз эта аренда не нравилась частникам: их не устраивала предложенная РЖД цена. Впрочем, сама монополия, по словам Бабаева, тоже не рвется тратиться на аренду, ведь даже сейчас у нее есть подвижной состав, который стоит без работы – с учетом парка «дочки» РЖД, Второй грузовой компании.

Не награждать за проблемы

Центробанк и Агентство по страхованию вкладов (АСВ) предлагают ограничить выплату бонусов топ-менеджерам обанкротившихся и санируемых банков. О подготовке таких поправок в законы рассказал зампред ЦБ Михаил Сухов. Бонусы руководителям, доведшим банки до банкротства, действительно выглядят странно. И даже если банкротства удалось избежать за счет господдержки в лице АСВ, то аргументов для выплаты бонусов не добавляется. Это проблема не только российская. «Стоимость, которую они вносят, помогая ликвидировать [банкрота] и возвращая активы, превышает расходы на то, чтобы удержать их [в компании]», – аргументирует бонусы топ-менеджерам обанкротившегося американского брокера MF Global его ликвидатор. А коли остаются сомнения и разногласия в обществе, запрет через закон – самый верный способ избежать таких споров.