Классики балета ХХ века в Риме: Слепки напрокат

В Римской опере вспомнили четырех классиков американского авангарда. Она выпустила вечер одноактных спектаклей Марты Грэм, Дорис Хамфри, Хосе Лимона и Элвина Эйли

Несмотря на то что российские театры в последние 10 лет страстно осваивали западную танцевальную классику ХХ в., великий американский модерн остался для нас нетронутой целиной. Лишь год назад на этот берег одиноко высадилась Диана Вишнева, станцевавшая один из знаковых балетов Марты Грэм. Петербургская балерина активно работает в Америке, а там этот пласт искусства хотя больше и не лежит на поверхности, но остается живым – в отличие от Европы.

Поэтому вечер американского классического модерна в Римской опере выглядит настоящей художественной акцией – завлечь публику неизвестными названиями и полузабытыми именами сложно, и зрительный зал уже на втором спектакле был скорее пуст, чем полон.

Тем не менее римляне свершили маленький подвиг. Diversion of Angels Грэм, «День на земле» Дорис Хамфри, «Чакона» Хосе Лимона и «Река» Элвина Эйли – подлинные шедевры, и этот статус обеспечил балетоманам возможность видеть их записи если не в оригинальных, то в великих интерпретациях. Труппа Римской оперы звездами не обладает. Но к освоению этих спектаклей она подошла с тщательностью землепашца, с плугом обрабатывающего неподдающуюся почву. Все отклонения корпуса от вертикали, жестко закрепленные руки, невыворотные ноги кричат о своей необычности для классических танцовщиков. При этом их усилия придают порой неуклюжему исполнению первобытную мощь, которая позволяет понять тот завораживающий эффект, который произвело это искусство несколько десятилетий назад. И заставляют мечтать о том, чтобы эти слепки все же оказались в ближайшее время и у нас – они выглядят более радикально, чем большинство российских балетных премьер.