Дирижер Хосе Серебриер с Российским национальным оркестром: Состязание вместо взаимности

Российский национальный оркестр (РНО) выступил под управлением уругвайского дирижера Хосе Серебриера так, словно их званый гость хуже татарина
Московская филармония

Четвертую симфонию Глазунова читали, похоже, с листа. Неряшливая игра расходящихся групп; упертые в пюпитры лица музыкантов, даже и не глядящих на Серебриера, – все это, положим, от нехватки репетиций. Но наспех исторгнутый чертежный комок вместо облегченной до трех частей формы для РНО все-таки слишком. Поминать о посвящении симфонии 28-летнего Глазунова престарелому Антону Рубинштейну теперь смешно. Искать ароматы на изломе от романтизма к модерну глазуновского слога еще смешнее. А ведь каким был отзыв первого дирижера симфонии Римского-Корсакова: «Как чудно, благородно и выразительно она звучит».

В Скрипичный концерт Сибелиуса беда пришла с другой стороны – карьерная норвежская скрипачка Вильде Франг не смогла приспособить свой бергмановский невротизм к обстоятельствам места. Фрагменты ее зычных монологов резали слух несовместимостью с вяловатым величием намерений дирижера. Получился худший из видов «концертности»: состязание с оркестром, начатое ревнивыми озираниями солистки на красавиц за первым скрипичным пультом, перешло в финальный срыв с цепи. С диким темпом не справилась сама виртуозка. Но подставила и партнеров: к финишу оркестр пришел еле живой.

В более чем полувековой карьере русско-польского выходца Хосе Серебриера – скрипача и композитора, давнего соперника Джеймса Ливайна на конкурсе в Америке, ассистента Леопольда Стоковского и сослуживца Джорджа Селла по Кливлендскому симфоническому – этот случай, положим, случаем и останется. Не разочаровываться же 73-летнему зубру в конце эпохи «большого стиля» и «классических ориентиров». Да, имиджевое исполнительство давит на пятки: оркестровые графики душат экономией репетиционного времени. Но поводы восхищать гармонией и порядком все же остаются, как в Серенаде для струнных Чайковского, в которой Серебриер мудро подчеркнул содержательность шедевра, выполненного по строгим европейским правилам.