Совет директоров UC Rusal возглавит председатель Гонконгской биржи

Вместо Виктора Вексельберга председателем совета директоров UC Rusal стал руководитель Гонконгской товарной биржи Барри Чьюн. Это обострило конфликт между Sual Partners Вексельберга и Леонарда Блаватника и основным владельцем алюминиевой компании Олегом Дерипаской
J.Favre/ Bloomberg

UC Rusal

алюминиевый холдинг. акционеры – En+ (47,41%), «Онэксим» (17,02%), Sual Partners (15,8%), Glencore (8,75%). капитализация – $11,1 млрд. выручка (МСФО, 9 месяцев 2011 г.) – $9,5 млрд. чистая прибыль – $1,2 млрд.

В пятницу председателем совета директоров UC Rusal избран независимый директор Барри Чьюн, сообщила компания. Вексельберг, возглавлявший совет с момента создания компании в 2007 г., на прошлой неделе покинул этот пост.

Избрание Чьюна не понравилось Sual Partners. Компания назвала это решение «поспешным и неоптимальным». Председателем совета директоров компании, 80% активов которой сконцентрировано в России, должен быть «гражданин Российской Федерации, чья независимость ни от одного из крупных акционеров UC Rusal не должна ни у кого вызывать вопросов», приводятся в заявлении Sual Partners слова ее представителя Андрея Шторха. En+ владеет 10% Гонконгской товарной биржи. «Ведомостям» Шторх уточнил, что оба представителя Sual в совете UC Rusal (Вексельберга заменил директор стратегических проектов Renova Management Максим Гольдман) голосовали против избрания Чьюна.

В ответ UC Rusal сообщила, что Чьюн избран большинством директоров, включая независимых, а комментарии Шторха неприемлемы и отражают его «частное мнение, которое совет директоров <...> не разделяет».

Чьюна на пост председателя номинировал комитет по корпоративному управлению и назначениям совета директоров UC Rusal, рассказал близкий к совету источник. В комитет входят три независимых директора, а также гендиректор En+ Артем Волынец и гендиректор Glencore Айван Глайзенберг. Они проанализировали возможных кандидатов на этот пост – существующих независимых директоров, чей статус подтверждается международными стандартами корпоративного управления, и остановили выбор на Чьюне, рассказывает собеседник. «Компания должна была бы провести полноценный отбор кандидата на пост председателя совета директоров с привлечением международных консультантов», – говорится в заявлении Sual Partners. «Ни один из акционеров не может диктовать или навязывать совету директоров свои решения», – ответила на это UC Rusal.

Впрочем, не поддержала Чьюна не только Sual. Первый заместитель предправления ВЭБа Анатолий Тихонов на голосовании воздержался, потому что «не считает кандидатуру Чьюна правильной», говорит представитель ВЭБа.

О желании Вексельберга уйти с поста председателя совета директоров UC Rusal «Ренова» объявила в начале прошлой недели. Бизнесмен не согласен с «рядом решений, принятых менеджментом, в том числе без согласования с советом и в нарушение соглашений акционеров». Дерипаска на следующий день рассказал, что после заявления об отставке общался с Вексельбергом и «ничего нового» в его претензиях не услышал. «У нас есть разногласия в силу нашей более активной позиции и убежденности в том, как будет развиваться рынок», – сказал лишь Дерипаска, подчеркнув, что претензии не касаются управления компанией.

Вексельберг и Блаватник недовольны тем, что Дерипаска управляет UC Rusal как частной компанией, не считаясь с мнением миноритарных акционеров, рассказывает источник, близкий к одному из крупных совладельцев холдинга. За 2011 г. вознаграждение Дерипаски составило $8 млн, его первого заместителя Владислава Соловьева – $6,9 млн и это при том, что стоимость компании не растет, возмущается он. «Цифры близки к реальности», – подтверждает другой источник, близкий к акционерам алюминиевого холдинга. Представитель UС Rusal отказался комментировать эти данные.

В пятницу вся UC Rusal стоила $11,1 млрд, а блокпакет «Норникеля», которым она владеет, – $9,5 млрд. В 2010 г. UC Rusal размещалась на Гонконгской бирже исходя из оценки в $21 млрд. В своем заявлении об отставке Вексельберг называл ситуацию в компании «глубоким кризисом». «Нет никакого кризиса, ни глубокого, ни мелкого. Есть достаточно сложная ситуация на рынке», – заявлял на это Дерипаска (цитата по «Интерфаксу»).

Дерипаска должен либо выкупить миноритариев и управлять UC Rusal так, как считает нужным, либо работать в интересах всех акционеров, считает знакомый крупного совладельца холдинга. Sual Partners хотела бы продать долю UC Rusal по приемлемой цене, но миноритарный пакет в компании, которая находится в таком положении, особого спроса не вызывает, говорит он. Доля Sual Partners не продается, настаивает Шторх. Дерипаска говорил, что если En+ получит предложение о покупке доли Sual Partners, то она его рассмотрит. «Как мне кажется, Виктор Феликсович [Вексельберг], даже получая предложения, постоянно их отклоняет, повышая цену», – оговаривался бизнесмен.

Стороны перешли к настоящей войне, выход из которой может быть только один – Sual Partners продает свой пакет, считает аналитик «Уралсиб кэпитал» Дмитрий Смолин. Но военные действия снижают цену компании, замечает он: за прошлую неделю UC Rusal потеряла 8,8%.

Представитель «Онэксима» от комментариев отказался, его коллега из Glencore на вопросы не ответил.