Вектор


Пять дороже 19

МТС, работающая в пяти странах СНГ (включая Россию), превзошла по капитализации Vimpelcom Ltd., у которого, кроме России, есть бизнес еще в 18 странах. По выручке за 2011 г. она уступила Vimpelcom почти вдвое ($12,3 млрд и $23,5 млрд соответственно), по сотовым абонентам – примерно столько же (106,07 млн и 205 млн). А вот по капитализации она опережала Vimpelcom в пятницу на 5,2%, или почти на $1 млрд.

История Vimpelcom в его нынешней конфигурации начинается с апреля 2011 г., когда Vimpelcom присоединил азиатско-африканские активы Orascom и итальянского оператора Wind. В этой истории уже случались кратковременные периоды, когда МТС стоила дороже, чем Vimpelcom. Но такого разрыва еще не бывало. Очевидно, инвесторы отреагировали на недавние отчеты компаний за IV квартал 2011 г. У Vimpelcom на двух крупнейших рынках – в России и Италии – продолжилось падение EBITDA, а в целом холдинг завершил квартал с убытком (пусть и «бумажным»). У МТС же OIBDA выросла, в том числе в России, и квартал компания завершила в плюсе. Можно, конечно, возразить, что МТС и Vimpelcom слишком разные, чтобы сравнивать их впрямую. Но еще год назад они были как раз очень похожи, а объединение с зарубежными активами преподносилось руководством Vimpelcom как долгосрочное конкурентное преимущество. То ли это мнение было ошибочно, то ли сроки имелись в виду уж очень далекие, но результаты пока не впечатляют.

К финансовому центру с «дорожной картой»

Минфин совместно с рабочей группой по построению Мирового финансового центра (МФЦ) разработает «дорожную карту» по реализации МФЦ. «Есть план, который выполняется, но никому не понятно, когда будет построен МФЦ, – все это нужно по полочкам расписать», – предложил министр финансов Антон Силуанов. В правительство рассчитываем представить план во второй половине мая, рассказал руководитель рабочей группы Александр Волошин. Прошлый план делался по большей части бюрократическими методами, на этом этапе совместными усилиями необходимо создать документ, который будет больше учитывать мнение рынка, пояснил Волошин. Предыдущий план одобрен на заседании правительства в феврале 2009 г. В основу нового плана будут положены разработки шести рабочих групп, сфокусированных на разных направлениях. «Дорожная карта» – это прежде всего приоритеты, а этот вопрос не решен и прийти к согласию по нему будет не так-то просто, предупреждает руководитель НАУФОР Алексей Тимофеев.

Не решился на подъем

В четверг менеджеры Сбербанка решали вопрос о том, повышать ли банку ставки по ипотеке. По словам президента банка Германа Грефа, банк мог бы неплохо заработать на повышении, тем более что не трогал ставки более года. Но в итоге банкиры решили ничего не менять. Повышение ставок снизило бы доступность кредитов, а значит, и спрос на них. Кроме того, это бы отрицательно сказалось на продаже недвижимости и, как следствие, на строительном рынке. Все эти факторы в итоге вернулись бы самому банку – доля Сбербанка в выдаче новой ипотеки порядка 46%. Руководство госбанка, в принципе, не ждет роста ставок, а скорее их снижения. Сейчас есть все основания для снижения ставок, этому препятствует только ситуация с ликвидностью. «Они будут снижаться, и как только пойдут вниз депозитные ставки, пойдут вниз и кредитные», – заключил Греф. Судя по настроениям в Сбербанке, ждать этого осталось недолго.

К кому придет «Кремлевская белочка»

Вскоре по инициативе структур управления делами президента знаменитая кондитерская фабрика «Красный Октябрь» начнет выпуск конфет «Кремлевская белочка» и «Кремлевский мишка» (подробнее см. статью на стр. 10). Это очередной шаг по извлечению прибыли из слова «Кремлевский» – одноименный торговый дом зарегистрировал около 60 знаков с этим словом для самых разных видов продуктов. В изложении управделами планы в области кондитерского дела кажутся очень конкретными – сейчас решается вопрос о выпуске «Мишки» в металлических коробочках, кипит работа над рецептурой «Белочки». Вот только маркетологи объясняют – фабрике от таких брендов будут одни убытки, ведь у нее есть собственные, классические «Мишка косолапый», «Мишка на Севере» и «Белочка». Другое дело – работа в качестве поставщиков Кремля. Она интересна со всех сторон – и на кремлевских приемах свой продукт показать, и приблизиться к власти, и денег поставщику заплатят наверняка. Тот же «Красный Октябрь» очень доволен проектом по выпуску конфет «Кремлевские» по заказу управделами – для встреч в Кремле и подарков гостям. Так что мало создать бренд, содержащий громкое слово, надо еще хорошо продумать его использование.