Бюджетные автомобили потеряют долю рынка

Вступление России в ВТО может привести к падению продаж новых бюджетных автомобилей местной сборки на 20%. Эту нишу могут частично занять подержанные иномарки, опасаются топ-менеджеры иностранных автоконцернов
А.Махонин/ Ведомости

Сегмент бюджетных авто может пострадать после предусмотренного условиями вступления в ВТО снижения ввозных пошлин. Потребители могут предпочесть недорогому новому автомобилю подержанную иномарку более высокого класса, заявил вчера на российском автомобильном форуме, организованном Институтом Адама Смита, гендиректор Renault в России Бруно Анселен. В Восточной Европе такое уже происходило после открытия границ, отметил он.

Уже в этом году пошлина на подержанные иномарки возрастом 3–7 лет должна упасть с 35 до 25%, а еще через семь лет – до 20%. Специфическая ставка снизится с 1,2–2,8 евро за 1 куб. см двигателя до 0,7–1,6 евро, объяснял ранее «Ведомостям» руководитель российской делегации на переговорах по ВТО Максим Медведков.

Некоторые эксперты предсказывают России падение сегмента доступных автомобилей локального производства на 20%, сказал Анселен. Это прежде всего ударит по «АвтоВАЗу», но пострадают и другие производители недорогих машин. На автомобили ценой $10 000–15 000 приходится треть продаж в натуральном выражении и шестая часть по выручке, отмечает гендиректор агентства «Автостат» Сергей Целиков.

Президент «Форд Соллерс холдинга» Теодор Джон Каннис и президент и управляющий директор General Motors по России и СНГ Джим Бовенза согласились с оценкой Анселена. Подержанные автомобили могут повлиять на рынок, добавляет гендиректор «Фольксваген груп рус» Маркус Озегович.

Сейчас в Россию импортируется более 100 000 подержанных автомобилей в год (см. график на этой странице), а с вступлением в ВТО этот показатель может вырасти примерно до 500 000 в год, допускает Целиков.

Автопроизводители ждут, что правительство защитит работающие в России автоконцерны. Минпромторг работает над программой ограничения срока эксплуатации автомобилей через введение утилизационного сбора, сказал вчера Анселен. Об этом стало известно еще полтора месяца назад. Связаться с замминистра промышленности и торговли Алексеем Рахмановым, курирующим автопром, вчера не удалось. Сотрудник Минэкономразвития говорит, что утилизационный сбор в числе рассматриваемых мер. Его предлагается платить импортерам – и чем старше автомобиль, тем выше ставка.

Правительство не пустит в Россию подержанные автомобили – против этого «АвтоВАЗ» и локализовавшие производство бюджетных моделей иностранные автоконцерны. Интересы этих игроков впервые совпали, говорит руководитель auto-dealer.ru Олег Дацкив.

Позициям «АвтоВАЗа» ничто не угрожает, уверен президент компании Игорь Комаров. Половина россиян, желающих купить новый автомобиль, располагает не более $15 000, и в ближайшие годы это не изменится. Поэтому завод продолжит активно работать в бюджетном сегменте, указал он. Стоимость владения новым автомобилем экономкласса ниже, чем подержанной иномаркой, в последнем случае цифра не сильно отличается от расходов на новую машину этого же бренда, добавляет представитель «АвтоВАЗа» Игорь Буренков.