Презентация портретной галереи: Лица нации

Силами трех музеев – Исторического, Русского и Третьяковской галереи – собрана эклектичная, но симпатичная выставка, представляющая будущую Национальную портретную галерею
А.Коротаев/ ИТАР ТАСС

Инициатива создания Национальной портретной галереи принадлежит премьер-министру РФ Владимиру Путину, сообщает пресс-релиз выставки. Но, конечно, глава правительства не сам до такого додумался, а одобрил доведенное до его сведения министром культуры Александром Авдеевым давнее уже предложение князя-коллекционера Никиты Лобанова-Ростовского. Тот хочет, чтобы у нас, как в Лондоне, можно было посмотреть на писаные лица выдающихся людей отечества в специально отведенном для этого месте.

Правда, Национальная портретная галерея в Лондоне была основана еще в середине позапрошлого века, так что путинскую инициативу нельзя назвать своевременной. Скорее неожиданной и трудно осуществимой – все лучшие изображения лучших русских людей не только хранятся в музеях, но и украшают их постоянные экспозиции и никто с ними не расстанется, потому что немыслимо ни Русский музей, ни Третьяковку представить без хрестоматийных портретов. Значит, новой галерее придется мириться с неровным и невысоким качеством представленной живописи.

На что есть ответ – Национальная портретная галерея представляет не живопись, а людей. Был бы человек выдающийся, а уж как он написан – дело другое. Подход замечательный только в теории.

Каким на самом деле может стать будущий музей портретов, демонстрирует выставка-презентация в Историческом музее. Для нее музеи-участники отдали из своих закромов немного полотен с художественными или историческими достоинствами, относящихся по времени как раз к трехсотлетнему правлению дома Романовых.

Начинается выставка с темных от старости портретов основателей династии – Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, а заканчивается очень большим портретом Николая II в сапогах, которого мастерски, но равнодушно написал Илья Репин (недалеко и приятный портрет самого Репина, сердечно написанный Иваном Крамским).

С царственными особами проблем нет – изображали императоров и императриц много. Зато могут быть проблемы с писателями: лишнего Пушкина в наших музеях нет, а без него в Национальной портретной галерее не обойтись. Или вот Чехов – представлен щегольским портретом Осипа Браза, не дающим никакого представления о характере писателя. Но другого Чехова нам уже не напишут.

Будущая галерея обещает быть неполной и эклектичной, что не значит неинтересной. Как бы плохо картины ни висели, споря друг с другом, все равно портрет – беспроигрышный жанр, с любого из них – созданного виртуозом или неизвестным художником – на зрителя может посмотреть как живой давно умерший человек.