Горден Вагенер: «Покупатель выберет тот грузовик, что красивее»

Горден Вагенер рассказывает, в чем прелесть работы над дизайном для грузовиков и автобусов и почему в будущем его важность будет расти

1995

начал карьеру дизайнером экстерьеров автомобилей. Работал в компаниях General Motors, Mazda, Volkswagen

1997

перешел на работу в компанию Mercedes-Benz, занимается дизайном SUV

1999

руководит разработкой дизайна GL-, M- и R-классов

2007

назначен руководителем Global Advanced Design

2008

назна­чен главным дизайнером Daimler AG

Daimler AG

Автопроизводитель. Выпускает легковые автомобили под марками Mercedes-Benz и Smart, грузовики Freightliner, Fuso, автобусы Setra и Mercedes-Benz и др.

Мы встречаемся с главным дизайнером концерна Daimler AG Горденом Вагенером на автосалоне в Женеве. Вагенер отвечает за дизайн легковых автомобилей Mercedes-Benz и Smart, но также и грузовиков и автобусов всех марок, входящих в немецкий концерн, – Fuso, Freightliner, Setra... В Женеве Mercedes-Benz только что представил новые поколения кабриолета SL и А-klasse, и журналисты забросали Вагенера вопросами про эти эффектные автомобили. И потому дизайнер не скрывает своего удивления (но вместе с тем и удовлетворения), когда я говорю ему, что хочу разговаривать про дизайн не легковых машин, а грузовиков и автобусов.

– Насколько важен дизайн для грузовых автомобилей? Как я понимаю, покупатели этих машин выбирают их, руководствуясь в первую очередь объективными показателями – грузоподъемностью, экономичностью, стоимостью послепродажного обслуживания, – а не привлекательным дизайном.

– Все, что вы перечислили, это, безусловно, очень важно для коммерческих автомобилей – ведь это в первую очередь инструменты для бизнеса. Также очень важна эргономика.

Как вы знаете, мы делаем грузовые автомобили не только под брендом Mercedes-Benz, но и Freightliner в США, Fuso, а также под суббрендами Mercedes в Индии и Бразилии (в последних случаях это в большей степени фейслифтинг). Но как и в случае с любым автомобилем, если грузовик выглядит заслуживающим доверия, технологичным – это добавляет ему ценности. Так что, отвечая на ваш вопрос, дизайн – это очень важно для грузовых автомобилей, и в будущем его важность будет расти. И я правда считаю, что после сравнения всех практических показателей грузовиков покупатель все равно выберет тот, что красивее: последний аргумент при принятии решения будет эмоциональный.

Я думаю, что у нашего нового Mercedes-Benz Actros отличный дизайн – он выглядит как шоу-кар [но это серийный грузовик]. Он выглядит не просто привлекательным и заслуживающим доверия, но его дизайн также несет в себе ДНК нашего бренда.

– А интерьер грузовиков должен быть не только эргономичным, как вы упомянули, но и красивым – особенно под люксовым брендом Mercedes-Benz.

– Да, мы уделяем очень большое внимание изучению и проработке деталей интерьера, поскольку он делается для водителей – не только собственно рабочее место, но и места для отдыха и т. д.

– А что самое важное и сложное в дизайне автобусов?

– У нас два бренда автобусов – Setra и собственно Mercedes-Benz. Setra – достаточно независимое предприятие в [баварском городе] Ной-Ульме, позиционируется в более высокой категории. Недавно мы поменяли там главного дизайнера – нам понадобился свежий человек. Автобус – это в первую очередь вид анфас (в профиль все автобусы более или менее похожи – это, по сути, труба, и возможности дизайнера здесь ограничены). Требования к дизайнерам автобусов растут, поскольку покупатели и междугородных автобусов, и городских начинают более четко разделять производителей по брендам.

– Как я понимаю, в Daimler AG выделены специальные команды, которые отвечают за разработку дизайна автобусов и грузовиков?

– Да, наша автобусная команда базируется в Ульме, подразделение по дизайну грузовиков Mercedes-Benz сидит в штаб-квартире в Штутгарте, у нас есть дизайн-команды Freightliner в США и Fuso в Японии... Их деятельность координируется, но Freightliner стоит чуть особняком, поскольку выпускает капотные грузовики, и их архитектура не имеет ничего общего с бескапотными Mercedes-Benz и Fuso, между которыми в будущем мы собираемся наладить активный обмен платформами – как и между нашими другими брендами. И тут дизайнер становится критически важен, поскольку ему предстоит создать другой грузовик, который будет базироваться на той же технологии. В легковых автомобилях мы это уже видим: есть много примеров автомобилей, которые построены на совместных платформах, но выглядят они по-разному. В грузовиках будет то же самое: все начинают еще более тщательно считать деньги, пытаться снижать издержки...

– А Freightliner делить платформу не с кем?

– Freightliner выпускает капотные грузовики. Мы много работаем в аэродинамической трубе, чтобы улучшить аэродинамику грузовика, но в данном случае речь идет скорее о редизайне, нежели о разработке новой платформы.

– Как тесно вы лично вовлечены в работу над дизайном новых грузовиков и автобусов, как руководите этим процессом?

– Очень плотно, когда начинается работа над новой платформой. Mercedes-Benz Actros – первый пример: это модульная система, которая будет применяться от самых больших грузовиков до самых малых – разные размеры шасси, разные размеры кабин... Это такой пазл, и от нас, дизайнеров, зависит, чтобы он сложился.

Когда вы работаете над дизайном легкового автомобиля, вы сначала делаете рисунки, составляете технический план – как вы видите машину, затем моделирование, концепт-кар... В дизайне грузовиков полно [законодательных] ограничений – по высоте автомобиля, по длине и т. д.

– В дизайне легковых автомобилей сейчас очень модно делать автомобили с узнаваемыми «родовыми чертами»: самый яркий пример – Audi, но и у легковых автомобилей Mercedes-Benz они различимы. А можно ли ожидать, что в следующих моделях грузовиков Mercedes-Benz будут реализованы те же дизайнерские идеи, что мы увидели в новом Actros?

– Безусловно. Самая яркая деталь – это V-образная фальшрадиаторная решетка и новые фары. Вы увидите их в различных вариациях в новых моделях. Вы сразу должны отличать, что перед вами грузовик Mercedes-Benz, а не Scania, MAN или другие наши конкуренты.

– Как вы вдохновляете ваших дизайнеров работать над грузовиками и автобусами? Я полагаю, что подавляющее большинство из них мечтает создавать такие машины, как Mercedes-Benz SL.

– (Смеется). Согласен – нет никаких сомнений, что делать легковые машины намного увлекательнее. Но и грузовики с автобусами – это серьезный вызов дизайнеру. Как я уже говорил, у нас есть специализированные команды, но также у нас есть и ротация между дизайнерскими подразделениями – как глобально между различными брендами, так и между легковым и грузовым подразделениями. Особенно велика синергия в дизайне интерьеров, который в наши дни стал таким сложным – я бы сказал, что сегодня легковые машины и грузовики стали в 10 раз сложнее, чем они были 10 лет назад: теперь есть дизайнеры по внутреннему освещению, по цветам и материалам, специалисты по контролю качества... И вся эта машина должна работать вместе и выдавать отличный продукт! Конечно, наши знания и умения в разработке легковых автомобилей позволяют улучшать наши грузовики.

– Новый легкий коммерческий автомобиль под брендом Mercedes-Benz будет базироваться на платформе Renault Kangoo. Насколько сложно было делать редизайн существующей модели?

– (Задумывается). Это было действительно сложно, учитывая все существующие ограничения [которые накладывало наличие машины-донора]. Мы полностью изменили переднюю часть автомобиля, интерьер, поменяли его заднюю часть... Я был очень удивлен тем, что у нас получилось, – это будет очень красивая машина, которая будет выглядеть как Mercedes-Benz.

– Daimler является акционером «Камаза», были ли вы уже в Набережных Челнах, появились ли у вас контакты с дизайнерами «Камаза»?

– Общение только начинается, я еще там не был. Это обещает стать одним из самых больших вызовов для нас – если мы будем более глубоко вовлечены в бизнес «Камаза».