Google помогла Mail.ru

Mail.ru Group почти вернула долю на рынке поиска, потерянную было из-за разрыва отношений с «Яндексом»

Mail.ru Group

Интернет-холдинг. Основные акционеры – Naspers (29% уставного капитала), New Media Technologies Алишера Усманова (25,33%), основатели (8,66%, в том числе 1,8% – у Дмитрия Гришина), Tencent (7,8%), 29,16% уставного капитала торгуется на Лондонской фондовой бирже в виде GDR. Капитализация – $7,59 млрд. Финансовые показатели (МСФО, предварительные данные за 2011 г.): выручка – $514,9 млн, чистая прибыль – $207,6 млн.

За год, с февраля 2011 г. по февраль 2012 г., ежемесячная аудитория поисковика Mail.ru увеличилась на 65% до 18,7 млн пользователей, рассказал технический директор Mail.ru Group Владимир Габриелян. Он сослался на данные аналитической компании Comscore, согласно которым аудитория крупнейшего поисковика рунета «Яндекс» выросла за тот же период на 18% до 38,9 млн пользователей, а Google – на 35% до 26,1 млн. Впрочем, Габриелян признает: расти с низкой базы проще (собственный поиск Mail.ru разрабатывает всего два года). Кроме того, с 2010 г. компания «подмешивает» в поисковую выдачу результаты поиска от Google. Сейчас, по словам Габриеляна, Google обрабатывает около 60% поисковых запросов пользователей Mail.ru.

Аналитическая компания TNS оценивает прирост аудитории поисковика Mail.ru в более скромные 35,5% (15,5 млн пользователей в феврале 2012 г.). Аудитория поиска «Яндекса» выросла, по версии TNS, на 14,4% (до 24,7 млн), а всех проектов Google – на 21% (до 24,6 млн). Если опираться на данные Liveinternet, учитывающие переходы пользователей с поисковых систем, то получается, что за год «Яндекс» снизил долю на рынке поиска на 5,8 п. п. до 59,3% (февраль 2012 г.), доля Google выросла на 3,9 п. п. до 25,3%, а Mail.ru – на 2,2 п. п. до 9,4%. Резкий рост доли Mail.ru начался в декабре 2011 г.: всего за два месяца она прибавила 1,9 п. п. Незадолго до этого, осенью, Mail.ru Group начала активно продвигать свою версию браузера на основе Chromium (разработанный Google браузер с открытым кодом), объясняет Габриелян.

Получается, что благодаря поиску и браузеру Google Mail.ru Group почти удалось вернуть долю рынка трехлетней давности (10%) – как раз тогда компания отказалась от партнерского поиска «Яндекса». Но уже в феврале 2012 г. доли всех поисковиков стабилизировались, т. е. «эффект Chrome» для Mail.ru исчерпан, уверен источник в крупной интернет-компании.

Чтобы успешно продавать контекстную рекламу, поисковик должен занимать хотя бы 10% рынка, говорил ранее гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож. У Mail.ru Group уже солидные доходы от контекстной рекламы, говорит аналитик «Финама» Анна Мишутина: в 2011 г. они составляли 11,1% всей выручки и до 28% доходов от интернет-рекламы. Правда, в эту сумму входит еще и выручка от рекламы в ICQ. Mail.ru Group – крупнейший по аудитории портал рунета и любые изменения в продвижении отдельных проектов могут сильно влиять на распределение долей рынка, как это и произошло с удачным продвижением браузера Chromium, резюмирует Мишутина.