Правила игры: Помочь за компанию

Число компаний, практикующих корпоративное волонтерство в России, за последние пять лет выросло в 2,5 раза. Это прекрасный инструмент для воспитания командного духа
В.Шарифулин:ИТАР ТАСС

Год назад представители благотворительности на конференции «Ведомостей» сетовали, что компании слишком уж увлекаются такой стороной корпоративного волонтерства, как тимбилдинг. Этот фактор остается, по-видимому, мощным стимулом для поддержки руководством российских компаний практики корпоративного волонтерства. Не требуя значительных материальных затрат, волонтерские программы являются не только частью программы социальной ответственности самой компании, но и действенным инструментом внутренних коммуникаций. «Рядовые сотрудники очень удовлетворены, они по своей инициативе ездят в детские учреждения, предлагают новые проекты», – рассказывает руководитель отдела корпоративных коммуникаций L’Oreal Russia Елизавета Александрова.

«По отзывам сотрудников банка, участие в волонтерских проектах сближает людей», – говорит Светлана Грушина, начальник отдела по подготовке и социальному развитию кадров в регионах Внешэкономбанка. По мнению менеджера по коммуникациям DHL Express в странах СНГ и Юго-Восточной Европы Марии Верномудровой, благодаря поддержке волонтерства сотрудники высоко оценивают уровень социальной ответственности компании: «88% сотрудников российского подразделения согласны с тем, что компания побуждает их быть социально ответственными. Это на 8% больше, чем в 2010 г., и на 21% лучше аналогичного показателя 2008 г., когда волонтерской команды в компании не было».

При этом сотрудники DHL, помогая ближнему, решают и свои проблемы. Например, служащие call-центра, коих немало среди волонтеров, сталкиваются с высокой психологической нагрузкой на работе. Волонтерство помогает им справиться с этим, отмечает Верномудрова, лояльность сотрудников растет. И в этом нет ничего плохого, уверена директор по связям с общественностью «Макдоналдса» в России Светлана Полякова. «Волонтер – положительная личность, он создает общественное благо. Если даже он решает личные проблемы, занимаясь благотворительностью, то, скорее всего, он их решит», – уверена Полякова.

По этим или иным причинам, но корпоративное волонтерство уже становится стандартом развития бизнеса в России, утверждает президент благотворительного фонда «Кто, если не Я?» Ольга Рейман. Число компаний, практикующих этот формат, стремительно растет – с 2007 г. более чем в 2,5 раза, по ее оценке. Среди других актуальных тенденций Рейман выделяет создание российскими компаниями индивидуальных моделей волонтерства, развитие pro bono (профессиональная помощь в соответствии с отраслевой спецификой компании), развитие инклюзивного волонтерства (вовлечение семей, деловых партнеров), системность в реализации проектов во многих регионах в рамках единой политики, системную проектную работу вместо разовых мероприятий и развитие модели волонтерства, основанной на инициативе сотрудников.

Волонтерство – добровольное и безвозмездное участие сотрудников в социальных проектах – компании поддерживают в основном организационно. Материальные стимулы по этому направлению, как правило, минимальны. Дискуссии ведутся о том, позволять ли сотрудникам тратить на занятия благотворительностью оплаченное рабочее время или стоит полностью отделить их активность от благотворительности самой компании. DHL выделяет на все корпоративное волонтерство в России 4000 евро в год. Средства идут на закупку канцелярских принадлежностей и материалов для уроков, проводимых сотрудниками компании в детских учреждениях, на сладости для детей. «Энвижн груп» оплачивает работу наемных сотрудников в рамках проекта по развитию деревни и детского центра.

В «Уралсибе» с 2010 г. выделяется 30 млн руб. от компании в год, затраченное время сотрудников не оплачивается, чтобы отделить волонтерские программы от программ корпорации. Если посещение, например, детских домов возможно только в рабочее время, сотрудника отпустят, но потом он компенсирует компании это время. Внешэкономбанк оплачивает работу сотрудникам, ответственным за ведение волонтерских программ, а также с 2011 г. предоставляет каждому сотруднику один дополнительный день отпуска, который тот может потратить на волонтерство, – День волонтера. При необходимости используется служебный транспорт банка.

Техническое обеспечение волонтерства со стороны компании имеет большое значение, в частности, с точки зрения необходимости взаимодействовать с организациями социальной сферы и другими партнерами. «Есть локальные партнеры – НКО, власть (местное самоуправление), есть творческие партнеры – визажисты, парикмахеры, – рассказывает Александрова. По ее словам, когда сферы ответственности с партнерами не закреплены на бумаге, что не всегда и возможно, проблем не избежать. Поэтому есть смысл в реализации так называемых тестовых совместных проектов для проверки контрагента.

Другая важная роль компании – направить усилия сотрудников в сторону эффективной деятельности. Большинство кураторов программ пожаловались на то, что самый распространенный импульс потенциальных волонтеров – погладить детей по голове и подарить им подарки. Не то, что нужно, хором уверяют профессионалы от благотворительности. Хотя без этого не обойтись – и подарки к праздникам собирают, и новогодние елки проводят, и общаются с подопечными – детьми, пожилыми людьми и инвалидами – за праздничным столом. Но главный акцент компании стараются делать не на разовые, а на долгосрочные программы с серьезным результатом. К их разработке, как правило, привлекаются сами сотрудники, проявившие инициативу. При этом, не забывая о тимбилдинге, в компаниях стараются изобрести не только максимально полезные, но и интересные для сотрудников формы помощи нуждающимся, признаются эксперты отрасли.

Среди примеров уже упомянутая программа L’Oreal Russia, в рамках которой детей обучают основам профессии парикмахера, и стараются трудоустроить, и просто помогают начать правильно ухаживать за собой. «Энвижн груп» от сбора лекарств и продуктов для жителей села Хитровщина Тульской области вышла на проект возвращения его финансовой независимости, чтобы в итоге население само получило возможность содержать созданный компанией приют «Дом милосердия». Девизом компании стали слова Лао Цзы: «Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь». Проект был реализован в 2010–2012 гг., жители села начали выращивать кроликов и другую живность, шить и вязать, получая доход самостоятельно. Планируется распространить этот опыт на соседние населенные пункты.

В DHL волонтеры также пытаются подготовить подопечных к самостоятельному решению своих проблем. Сотрудники компании стараются передать неблагополучным детям из психоневрологических учреждений навыки жизни в обществе, раскрытия своего потенциала и преодоления трудностей. Приняв участие в проекте, сотрудник компании раз в месяц выделяет один час на такой урок, дети получают уроки раз в неделю от разных преподавателей. Программа обучения разрабатывается с участием профессиональных педагогов.

Инициатива волонтеров может быть взята на вооружение самой компанией. Не с содержательной, но с технической стороны это произошло в «Уралсибе», где активность сотрудников в регионах привела к созданию особой информационной инфраструктуры и системы администрирования. Сейчас эту практику планируют распространить на спонсорские проекты самой компании. Координаторы волонтерских программ на местах, около 150 человек, сами ведут отчетность в единой базе данных, на каждый проект создается паспорт, все это доступно для изучения и обсуждения на внутреннем форуме всеми сотрудниками финансовой корпорации. Бывает и наоборот – к своим благотворительным проектам компания подтягивает участие волонтеров, корпоративных и внешних. Для «Макдоналдса», например, это совместные мероприятия с фондом «Дом Роналда Макдоналда».

Ева Христенко

президент фонда социальной поддержки «Развитие»

«Для развития благотворительности в России необходим запуск консолидированной ответственности творческой и интеллектуальной элиты за реакцию на социальные катаклизмы. Нужно создать культуру публичного сочувствия. Это консолидирует людей в их порыве участвовать в разных сегментах благотворительной деятельности, а впоследствии станет нормой жизни, как во всех развитых странах».