Полтриллиона на склады

«Российские железные дороги» (РЖД) собираются построить сеть терминалов по обработке и хранению грузов общей мощностью 210 млн т в год и стоимостью 560,8 млрд руб.

«Российские железные дороги»

Железнодорожная монополия. Акционеры: 100% – у государства. Финансовые показатели (МСФО, 1-е полугодие 2011 г.): выручка – 691 млрд руб., прибыль – 67 млрд руб.

РЖД разрабатывает Концепцию создания терминально-логистических центров на территории России. Проект документа есть у «Ведомостей». Он предполагает строительство в ближайшие годы 18 терминалов для обработки и хранения грузов суммарной мощностью 210 млн т в год. Самыми крупными будут склады на подходах к морским портам (так называемые сухие порты): «Приморский» – на Дальнем Востоке, «Таманский» – в Краснодарском крае и «Балтийский» – в Ленинградской области. Их общая мощность – 55,9 млн т грузов в год. Инвестиции в строительство сухих портов, по подсчетам РЖД, составят 124,8 млрд руб. Небольшие терминалы (мощностью 10,2–8,9 млн т в год), согласно концепции, появятся в Брянске, Воронеже, Нижнем Новгороде и других городах.

Общие инвестиции в строительство терминалов, по оценкам РЖД, 560,8 млрд руб. Это в два с лишним раза дороже затрат на аналогичные проекты частных компаний, говорит гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов: если частники планируют тратить около 1 млрд руб. на 10 т мощности, то у РЖД получилось 2,5 млрд руб. Расчет инвестиций в проекте концепции пока не окончательный, говорит на это представитель РЖД. Монополия уже ведет переговоры с ВЭБом о финансировании строительства терминалов, сообщил представитель банка: переговоры с РЖД находятся в начальной стадии, но потенциально проект интересен ВЭБу.

К проектам строительства своих терминалов РЖД также надеется привлечь инвесторов. Они войдут в капитал проектных компаний, которые будут строить терминалы, а потом будут сдавать склады в аренду железнодорожным операторам, говорится в материалах РЖД. Со списком потенциальных партнеров РЖД еще не определилась, уточняет представитель монополии.

Безбородов считает, что РЖД будет непросто найти инвесторов: компании, которые нуждаются в таких терминалах, строят их сами. В Ленинградской области работают терминалы Национальной контейнерной компании (НКК) и Global Ports. FESCO и группа «Сумма» планируют построить такие терминалы в Московской области. Представители FESCO, Global Ports, «Суммы» от комментариев отказались. Их коллега из НКК сказал, что компании потенциально интересно участие в проектах РЖД. С увеличением грузооборота у стивидоров возникла острая необходимость в «сухих портах» – они разгружают порты и увеличивают их пропускную способность, напоминает топ-менеджер крупного портового оператора. Но будут ли востребованы такие склады в Воронеже или Нижнем, спрашивает он.

Точные сроки строительства складов в концепции не указаны, но в документе говорится, что терминалы должны обеспечить перевозку грузов, в частности, для строительства стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 г. Значит, построить терминалы нужно в ближайшие год-два, говорит Безбородов.