К 2020 г. города-спутники Москвы станут ближе к столице

Ждать решения транспортных проблем жителям городов-спутников Москвы придется минимум 8 лет.
А. Махонин

Продление территории Москвы до границ Калужской области, казалось бы, должно было похоронить надежды жителей городов-спутников, оказавшихся вне присоединяемых земель, на улучшение транспортной ситуации на подъездах к столице. Прокладкой линий метро, строительством и ремонтом дорог, разработкой новых маршрутов общественного транспорта – всем этим Москва обычно занималась исключительно на своих землях. Но не исключено, что лет через восемь мечты жителей городов-спутников о том, чтобы добираться до столицы и обратно без проблем и особых временных трат, могут начать сбываться. Ближнему Подмосковью и «новой Москве» обещано больше железнодорожных путей, станции метрополитена за МКАД, линии скоростного трамвая, строительство и реконструкция дорог.

Все больше людей и метров

Московская агломерация – одна из крупнейших в мире и самая большая в России. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г., в столице официально проживает более 11,5 млн человек, в Подмосковье – более 7 млн. Плотность населения области стремительно увеличивается по мере приближения к МКАД.

Массовое жилищное строительство в Подмосковье и миграция экономически активного населения из других регионов страны привели к тому, что в последние годы численность населения городов-спутников непрерывно росла. Например, население Королева, по данным переписи 2010 г., составило 183 402 человека, сообщает сайт администрации города. Еще в 2009 г. здесь официально проживало всего 175 360 человек, а в 2008 г. – 174 570 человек. Мытищинский муниципальный район только за 2010–2011 гг. прирос на 11 000 человек, что составило 6% от общей численности населения на начало 2010 г., сообщает администрации района.

В ближайшем будущем численность населения ближнего Подмосковья увеличится в разы. Крупнейшие девелоперы региона заявили здесь о планах масштабной застройки и ввода жилья в 2012 г. Компания «СУ-155» планирует ввести в эксплуатацию в столице и области более 700 000 кв. м жилья (из них более 500 000 кв. м в первой очереди проекта «Большое Домодедово»), ГК ПИК (застраивает жилые районы «Ярославский» в Мытищах и «Юбилейный» в Химках) сдаст до 650 000 кв. м жилья, ГК МИЦ (застраивает Железнодорожный и Коммунарку) в этом году выведет на рынок Подмосковья 1 млн кв. м. ГК «Мортон», которая уже имеет в столичном регионе более 20 масштабных строек, представила еще три общей площадью более 700 000 кв. м в Красногорском (микрорайон «Путилково»), Ленинском (микрорайон «Дрожжино») и Балашихинском (вторая очередь «Сакраменто») районах.

Компания «СП-холдинг» заявила о планах строительства 400 000 кв. м в Нахабине, здесь же 190 000 кв. м жилья намерена сдать в 2012 г. и группа ЛСР. Tekta Group начинает в 2012 г. строительство второй очереди ЖК «Акварели» на 450 000 кв. м в Балашихе, строительство в Мытищах и Одинцове (в общей сложности более 200 000 кв. м жилья), а ФСК «Лидер» – проект «Западное Кунцево» на 50 000 кв. м в Одинцовском районе, рядом с Немчиновкой. Сообщалось и о том, что группа «Абсолют» планирует строить жилой комплекс на 800 000 кв. м вблизи Сколкова. В Красногорском районе в перспективе появится микрогород «В лесу» от RGI International на 1,3 млн кв. м и микрорайон «Опалиха О2» на 57 000 кв. м от Urban Group. Она же добавит Химкам 150 000 кв. м нового жилья (проект «Город Набережных»). До 20 млн кв. м жилья предполагает проект «А101» компании «Масштаб». Список уже строящихся, анонсированных или планируемых проектов можно продолжать.

Несмотря на огромное предложение, жилье в ближнем Подмосковье востребовано. По данным Управления Росреестра по Московской области, в 2011 г. было зарегистрировано более 310 000 сделок купли-продажи жилья (в четыре раза больше исторического максимума Москвы), а за январь – февраль 2012 г. – уже более 44 000.

Трассы перегружены

Транспортная инфраструктура ближайшего Подмосковья находится в плачевном состоянии. Согласно данным программы развития московского транспортного узла до 2020 г. (имеется в распоряжении «Ведомостей»), относительная протяженность дорожной сети на 1000 жителей в столичном регионе составляет 2,6 км. В сопоставимых по площади странах этот показатель намного выше. Например, в Дании он равен 13,9 км, в Бельгии – 13,1 км.

Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердыми покрытиями в Московском регионе составляет в среднем 0,37 км/кв. км, да и то не везде. В страдающих от пробок Химках она равна 0,24 км/кв. км, в Люберецком муниципальном районе – 0,69 км/кв. км (высший для области показатель). В той же Бельгии – 4,18 км/кв. км, в Дании – 1,65 км/кв. км.

Кроме того, большинство трасс, обремененных светофорами и съездами, проходит непосредственно по населенным пунктам, где скорости движения снижены. Например, М1 «Беларусь» идет по Немчиновке, М5 «Урал» – по Люберцам, п. Октябрьскому, Котельникам, М7 «Волга» – по Балашихе, М8 «Холмогоры» – по Мытищам и Королеву, М10 «Россия» – по Химкам. Волоколамское шоссе пересекает Красногорск. Скорость движения в часы пик на головных участках этих дорог даже при шести полосах движения составляет 5–10 км/ч – таков расчет программы развития московского транспортного узла до 2010 г. Интенсивность движения достигает 100 000–150 000 автомобилей в сутки, что значительно превышает предельную пропускную способность. Чтобы добраться на автомобиле хотя бы до Третьего транспортного кольца, жителям ближнего Подмосковья приходится преодолевать сразу несколько заторов.

«Один из наиболее ярких примеров – Ленинградское шоссе. Перед МКАД ежедневно образуется пробка длиной в 3 км, преодолев ее, автомобилисты встают в следующую, которая обычно растягивается на 5–6 км», – подтверждает аналитик «Яндекс.Пробок» Леонид Медников.

Транспорт резиновый

Железнодорожного транспорта также не хватает. Ежесуточно услугами подмосковных электричек пользуются 1,3–1,4 млн пассажиров. При наполняемости подвижного состава в часы пик на 1 кв. м вагона приходится 4,5 человека, что в 1,5 раза выше установленной нормы. На Савеловском (Долгопрудная, Лобня), Ярославском (Мытищи, Болшево, Подлипки-Дачные, Пушкино), Горьковском (Реутово, Железнодорожный, Балашиха) и Рязанско-Казанском (Люберцы, Быково, Раменское) направлениях пассажиропотоки в час пик достигают 24 000–45 000 человек.

Значительные перегрузки испытывают и конечные станции метрополитена, особенно «Выхино», «Новогиреево» и «Юго-Западная», через которые, по данным ГУП «Московский метрополитен», проходят ежедневно более 200 000 человек. Едут по 5,3–5,9 человека на 1 кв. м при нормативе 4,5 стоящих пассажиров на 1 кв. м свободной площади салона.

Рельсы, шпалы

Не допустить коллапса в Московском регионе, отстающем по уровню развития транспортной инфраструктуры от крупных европейских агломераций на 35 лет, призвана недавно принятая федеральным правительством программа развития московского транспортного узла до 2020 г. Она была разработана правительствами столицы и Подмосковья совместно с Минтрансом России и предполагает масштабные инвестиции – 6,76 трлн руб.

Существенным образом будет модернизирована сеть железных дорог региона. Сейчас пропускная способность дорог такова, что четыре главных пути имеются только на Ярославском и Казанском направлениях (лишь на участках Москва – Мытищи и Москва – Раменское), а также частично на Курском направлении (участок Люблино – Подольск). Посему было решено построить третий главный железнодорожный путь от Москвы-Бутырской до Лобни, пятый главный путь от Москвы-Ярославской до Мытищ и четвертый – от Мытищ до Пушкино. От Москвы-Курской до станции Железнодорожная проложат четвертый главный путь, от Москвы-Казанской до Люберец – пятый и шестой, от Москвы-Курской до Подольска – третий и четвертый. Дороги от Москвы-Павелецкой до Домодедова, от Москвы-Киевской до Лесного городка дополнятся четвертыми главными железнодорожными путями. Москву-Павелецкую и аэропорт «Домодедово» соединит второй главный путь. Точных сроков строительства путей в программе на называется.

С планами в отношении метрополитена конкретики больше. Заявлено, что линию метро протянут в Мытищи от станции «Марьина Роща». Сдать ее обещают в 2025 г. К этому же сроку экспрессная хордовая линия выйдет от «Тульской» в Ленинский район Московской области. В 2018 г. будет сдан участок экспресс-ветки от «Авиамоторной» до Люберец. В 2017 г. метро появится в Солнцеве и Ново-Переделкине. В 2012 г. его дотянут до отдаленного московского района Жулебино, и в зоне пешеходной доступности к станции будет проживать часть населения Люберец. В Новокосино метро придет в 2012 г., и оно окажется в пешей доступности для части Реутова. Продление ветки от «Марьиной Рощи» до «Селигерской» в 2014 г. на 4 км сократит маршрут до метро для тех, кто добирается из Долгопрудного. Завершение строительства станции «Пятницкая» в 2012 г. решит проблему для жителей Зеленограда и части населенных пунктов Красногорского и Солнечногорского районов.

Через пробки на трамвае

В ближайшем будущем периферийные районы Москвы и города Подмосковья могут связать линии скоростного трамвая. В первую очередь ими обеспечат районы столицы, где не будет метро. Однако в числе счастливчиков оказался подмосковный город. К 2014 г. скоростной трамвай свяжет метро «Шоссе Энтузиастов» и Балашиху. Время в пути между конечными станциями не должно превышать 15–20 минут.

Развитием сети скоростных трамваев в области заинтересовались и частные инвесторы. В Минтрансе Московской области определен пилотный участок линии скоростного пассажирского трамвая, который свяжет аэропорт «Домодедово» с «Красногвардейской» (еще один вариант: «Домодедово» – метро «Зябликово»), инвестором выступает «Домодедово транс девелопмент», это часть проекта Межмуниципальной сети скоростного пассажирского транспорта на базе технологии скоростного трамвая (МССПТ) «Южная хорда». Как рассказывает директор по развитию компании Анна Краснова, протяженность линии составит 24,5 км. Трамвай сможет перевозить до 23 365 человек в сутки, а минимальная стоимость 1 км пути, по ее оценке, составит $23,5 млн. Компания надеется в 2013 г. начать проектирование линии, а в 2014–2015 гг. заняться ее строительством. В перспективе в «Домодедово транс девелопменте» планируют присмотреться к территориям «новой Москвы». «Для прокладки линии Щербинка – Бутово – Солнцево – Сколково (с заходом в аэропорт «Внуково») можно изыскать коридоры», – утверждает Краснова.

Эх, дороги

Дорожная программа для московского транспортного узла – одна из самых масштабных. Так, в ходе реконструкции трассы М1 «Беларусь» до 2015 г. планируется построить обход Одинцова и ряд транспортных развязок с МКАД: Молодогвардейскую, на пересечении с Подушкинским шоссе, на пересечении с Можайским шоссе, а также сделать подъезд к трассе от 1-го Успенского шоссе. К этому же сроку планируется реконструировать Комсомольский проспект в Люберцах, построить подъезд к Жуковскому от автодороги М5 «Урал», открыть магистраль Подольск – Домодедово – обход Раменского и трассу А104 Москва – Дмитров – Дубна – Павельцово – аэропорт «Шереметьево». К 2015 г. также предстоит соединить Красногорск с автомагистралью М9 «Балтия» (Новая Рига).

В 2016–2020 гг. новой дорогой хотят связать Дзержинский и Лыткарино, а Лыткарино с Железнодорожным, построить южный обход Подольска. В эти же сроки намечены реконструкция дороги Жаворонки – автодорога М1 – Крекшино – Троицк и строительство дороги от Пушкино до автомагистрали М7 «Волга». Кроме того, Пятницкое шоссе через Нахабино свяжут с Новой Ригой, Солнцево через Бутово – с Видным. На Дмитровском шоссе построят транспортную развязку с Долгопрудненским шоссе.

Не те объемы

Оценить масштаб планируемых мероприятий не взялся ни один из опрошенных «Ведомостями» экспертов: слишком утопичными показались и сами планы, и сроки их реализации. На воплощение в жизнь идей программы до 2020 г. планируется выделить 1,9 трлн руб. из средств органов исполнительной власти, Москва должна обеспечить 3,7 трлн руб., Подмосковье – 370 млрд руб., ОАО «РЖД» – почти 93,2 млрд руб. Еще 645 млрд руб. планируется привлечь из внебюджетных источников.