Реформа РЖД: Как не наступить на грабли второй раз

Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО)

Филиал ОАО «РЖД». Оказывает услуги в области грузовых перевозок по железным дорогам России и СНГ, осуществляет управление Системой фирменного транспортного обслуживания.

Мы строим планы, часто забывая о существенной детали: все эти решения, реформы в не регулируемом правовом поле происходят на железных дорогах России при недостаточно развитой инфраструктуре, а это серьезный ограничитель. Здесь, например, жаловались, что сократилось число сортировочных станций. Но у нас при этом серьезно возросла сортировочная работа. Это произошло, потому что по многим вопросам мы играли с вами без правил. И сегодня нельзя сказать, что мы внедряем подходы с использованием административного ресурса – мы просто вводим некоторые нормативно-правовые документы, утвержденные федеральными органами. Что упорядочивает движение на нашей инфраструктуре и должно повысить эффективность для каждого игрока. И мы настаиваем на дальнейшем совершенствовании вообще всей нормативно-правовой базы, чтобы понимать, под какую цель мы объединяем усилия. Нам надо очень четко на первом же этапе определить, что такое оператор, и исходя из этого будут определены права доступа к операторской деятельности. Я бы просила следить за терминологией. Никто никогда не говорил про изъятие парков в пользу перевозчика. Речь идет о формировании резерва вагонов для нужд государства, который должен быть утвержден федеральными органами. В первую очередь это воинские перевозки. Так что никто не собирается ни по Ленину, ни по Марксу, ни по Троцкому изымать. Мы строим совершенно другой формат отношений. И все больше внимания уделяем экономическим вопросам.

Да, нужно совершенствовать тарифную политика, да, нужно унифицировать порожний пробег. Да, но при этом нужно вводить плату за использование нашей инфраструктуры, которая и будет являться мощным рычагом эффективного управления парком – и для перевозчика, и для операторов, и для грузо-владельцев. Экономические рычаги – это тот путь, который даст наибольшую эффективность.

А по локомотивной составляющей позиция РЖД* не изменилась и не может быть изменена. И это не страх у РЖД, а ответственность. Потому что при отсутствии нормативно-правовых, экономических, финансовых решений и жестких рамок мы и с вагонами имели достаточно большое число проблем. Не стоит с локомотивами повторять и дважды наступать на одни и те же грабли.

Парк ВСП (привлеченный ОАО «РЖД») – как долго он будет работать? Сейчас определен срок в один год. Говорить об эффективности этого решения пока рано: в феврале только шел отбор и переход из одного состояния в другое, и ПГК (Первая грузовая компания) меняла владельца (продана Независимой транспортной компании, входящей в UCL Holding), серьезным образом поменялись и технология, и управление, и экономика использования этого парка и клиентской базы, а также география и логистика этих перево-зок. Минтранс пока проводит мониторинг. Как дальше будет складываться логистика и технология, чтобы получилась хорошая синергия от парка ВСП, будем смотреть.

* Целевая модель рынка грузовых перевозок до 2015 г. предусматривает появление локальных перевозчиков с собственными локомотивами. В конце 2011 г. на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи под председательством вице-премьера Сергея Иванова срок пилотного проекта по введению института локальных перевозчиков перенесен до урегулирования вопроса по оперированию парками вагонов.