Как компании понимают и принимают устойчивое развитие

Снизить издержки, текучесть кадров, повысить компанию в цене и в глазах окружающих на Западе можно легко: стоит только принять стратегию устойчивого развития. Российским компаниям тоже хочется многое повысить и улучшить, но пока далеко не все разобрались в вопросе

Российскому бизнес-сообществу пока более привычен термин «корпоративная социальная ответственность» (КСО), а не применяемое на Западе понятие устойчивого развития. Но по международным стандартам социальная ответственность определяется именно через устойчивое развитие, поясняют эксперты BDO, которые провели опрос российских компаний, посвященный устойчивому развитию.

Вопросы устойчивого развития затрагивают практически все сферы деятельности компании: от взаимоотношений с клиентами до обзора поставщиков, от оценки воздействия на окружающую среду до обеспечения рабочей среды, от разработки этической бизнес-культуры до подтверждения прозрачности и подотчетности корпоративной структуры управления, уточняет Александр Ланцов, гендиректор «BDO России».

В опросе BDO участвовало более 60 крупных компаний, 81,4% которых ранее уже публиковали отчетность в области устойчивого развития. (Всего за 2010 г. отчеты по устойчивому развитию опубликовали 74 российские компании. Еще 140 компаний готовили отчеты по КСО (по данным РСПП).)

34,7% опрошенных BDO компаний заинтересованы в разработке стратегии устойчивого развития. 21,3% респондентов заинтересованы во внедрении выбранной стратегии, 14,7% хотели бы лучше понимать процесс подготовки отчетности по устойчивому развитию, а 12% пока вообще не разобрались в вопросе и хотели бы понять преимущества устойчивого развития.

Разобраться в процессах

Исследователи BDO утверждают, что в опросе приняли участие сливки российского бизнеса, наиболее сознательные компании. Поэтому особенно интересно проанализировать результаты.

Наиболее значимыми элементами, обеспечивающими устойчивое развитие, респонденты считают (в порядке убывания): ответственность за качество продукции и услуг; ответственность работодателя; корпоративное управление; бизнес-этику и предупреждение коррупции; отношения с обществом, защиту окружающей среды, эффективность и восстановление; сеть поставщиков.

Определяя рамки ответственности работодателя, 54% опрошенных готовы отвечать за личностное и профессиональное развитие сотрудников, 48% – за безопасность на рабочем месте, 41% – за справедливые зарплаты для всех сотрудников. Но только 19% работодателей готовы озаботиться вопросом сохранения баланса между работой и личной жизнью работников. И лишь 7% готовы взять на себя ответственность работать с людьми с инвалидностью.

Удивительно, но всего 48% ответили, что готовы нести ответственность за качественное обслуживание клиентов и работу с претензиями, 40% принимают обязательство по равной реализации возможностей и доступности для клиентов, 31% ратует за добросовестную рекламу и маркетинг.

Заработать на идеях

«Западные компании давно уже не рассматривают социальную ответственность как обузу и общественную нагрузку. Они научились извлекать из этой деятельности прибыль, – говорит Ланцов. – Но для российских компаний это все еще пиар и риск-менеджмент. Монетизировать подобную деятельность они пока не могут».

Хотя экономическую выгоду от устойчивого развития российскому бизнесу увидеть придется: достаточно вспомнить о грядущем вступлении России в ВТО. Ланцов уверен, что западные страны в интересах собственных производителей могут, например, ужесточить экологические требования к выходящим на их рынок компаниям, что сразу отсечет многих российских игроков. Просоответствовать этим требованиям уже сейчас готовы немногие.

В числе немногих – компания МТС. Ее проект «Телеком идея» – пример возрастающего интереса к устойчивому развитию у наших компаний.

Данный проект – часть программы МТС по работе с инновациями – уже принес компании $37 млн. Программа, запущенная в 2011 г. при поддержке Минкомсвязи, Минобразования, Минкультуры и Высшей школы экономики, призвана превратить идеи сотрудников, талантливых соискателей и клиентов МТС в эффективный механизм повышения капитализации компании. Молодые специалисты получают опыт презентации проектов, имеют возможность найти финансовую поддержку и воплотить свои идеи в жизнь, а для МТС это источник новых идей развития бизнеса, рассказали в компании.

«Мы рассматриваем проекты в сфере социальной ответственности как долгосрочные инвестиции, создающие основу для устойчивого развития компании, формирующие интерес к новым продуктам, технологиям», – говорит Александр Поповский, вице-президент МТС по операционным вопросам.

Первый публичный нефинансовый отчет с учетом требований международного стандарта GRI (Global Reporting Initiative) ФК «Уралсиб» выпустила еще в 2004 г., одной из первых на российском рынке, рассказал Игорь Соболев, замруководителя департамента внешних связей ФК «Уралсиб». После этого в компании все социальные проекты проанализировали на соответствие шести ключевым темам стандарта ISO 26 000: участие в жизни местных сообществ и их развитие; добросовестные деловые практики; проблемы, связанные с потребителями; права человека; трудовые практики; окружающая среда. В компании утверждают, что по каждому из направлений ведется три-четыре проекта.

«В «Уралсибе» сформирована интересная модель планирования и управления корпоративной благотворительностью, делегирующая значительные полномочия координаторам по благотворительности в региональной сети и подразделениях центрального офиса, – рассказывает Соболев. – Эта модель, с одной стороны, позволяет задействовать творческий потенциал сотрудников, с другой – связать эту деятельность со стратегией и системой бизнес-планирования». Задача ближайшего года для «Уралсиба», по словам Соболева, провести самооценку на соответствие стандартам внутренних процедур.

Дать себе отчет

«Выпуск отчета по устойчивому развитию – визитная карточка для компаний, выходящих на западный рынок. И наши вынуждены соответствовать», – говорит Соболев. Он называет себя идеалистом, но уверен, что не меньше 80% российских компаний на практике реализуют все то, о чем докладывают в отчетах.

«Одно из поручений президента Медведева заключалось в том, чтобы обязать компании со 100%-ным госучастием готовить отчеты по устойчивому развитию», – напоминает Соболев. По данным опроса BDO, 46% респондентов готовы обеспечить прозрачность, ответственность и отчетность, 40% приняли кодекс поведения в области корпоративного управления, 26% рассматривают вопросы корпоративного управления и защиты окружающей среды при оценке качества деятельности и лишь 2% могут управлять претензиями.