Деньги под землю

К 2021 г. московские власти обещают в полтора раза увеличить протяженность столичного метро. Цена таких планов велика – до 900 млрд руб.

Вчера правительство Москвы одобрило программу развития городского метрополитена на 2012–2020 гг. Должно быть построено 150 км линий, их протяженность вырастет до 451,2 км, появится 70 новых станций (будет 252) и семь электродепо, сообщил заммэра по строительству Марат Хуснуллин.

Чтобы решить проблему перегруженности кольцевой линии и пересадочных узлов, должен быть сформирован Третий пересадочный контур протяженностью 42 км (сейчас это пересадочные станции внутри кольцевой и сама кольцевая линия). Необходимость Третьего контура назрела давно, но проект так и не был реализован, за исключением небольшого отрезка «Каширская» – «Каховская».

Новая кольцевая линия будет пересекаться не только с радиальными линиями, но и с Московской кольцевой железной дорогой, что создаст единую систему пассажироперевозок. Есть планы и по выходу на «большую Москву»: от станции «Проспект Вернадского» может быть построена ветка до правительственного кластера в районе Коммунарки. В результате к 2016 г. метро должно выйти на пиковую загрузку не более шести человек на 1 кв. м (сейчас – до восьми), а до 2020 г. – на нормативную (4,5 человека).

Чтобы реализовать все эти планы, ежегодно московские власти намерены тратить порядка 100 млрд руб. (расходы в 2011 г. – 50 млрд). По словам Хуснуллина, обнаружился крайний недостаток проектировщиков и строителей – «пришлось собирать проектные и строительные мощности по всей стране» и даже по СНГ.

Работы ведутся сейчас на 69 площадках (50 км линий) и 18 станциях; ориентировочная стоимость этих подрядов оценивается в 260 млрд руб. На этих объектах работают «Мосметрострой», «Ингеоком», «Трансинжстрой», «Бамтоннельстрой» и «Казметрострой».

Сейчас хорошая ситуация с бюджетом (см. врез) – нефть дорогая и московским властям кажется, что денег хватит на все масштабные проекты – и на метро, и на развитие другой инфраструктуры (автомобильные дороги, эстакады и т. д.), комментирует аналитик «Метрополя» Андрей Рожков. Метро – наиболее перспективный вид транспорта и его надо развивать, но власти представили очень оптимистичный сценарий, говорит он. «Строить по 16–17 км в год достаточно сложно: нужно привлекать крупные организации, а их мало, и их мощностей все равно не хватит – нужно время, чтобы их нарастить», – заключает Рожков.