Авиньон-2012: В Папском дворце покажут «Мастера и Маргариту»

Там, где шестерки, – жди нечистую силу. 66-й Авиньонский фестиваль откроется спектаклем «Мастер и Маргарита» на сцене Папского замка
A.POUJOULAT/ AFP

В год столетия Жана Вилара на открытии фестиваля можно было бы предположить спектакль большого стиля из классического французского репертуара – в духе основателя фестиваля. Ничуть не бывало. Нынешние директора фестиваля, Венсен Бодрийе и Ортанс Аршамбо, решили иначе.

Во-первых, потому, что «ассоциированный артист» этого года – знаменитый британский режиссер Саймон Макберни. Программа ориентирована прежде всего на театр англосаксонского мира: инсценированные романы Джона Бергера с участием самого писателя, спектакли Кэти Митчелл, тоже по современным авторам, театр перформанса из Шеффилда Forced Entertainment, лондонская труппа «1927», созданная художником-мультипликатором Полом Барритом и актрисой Сюзанной Андрад, театр южноафриканцев – художника Уильяма Кентриджа и перформера Стивена Коэна.

Во-вторых, тоже благодаря Макберни, на первый план неожиданно вышла также русская тема. «Мы обсуждали с Саймоном варианты спектаклей для Папского замка, речь шла о «Вишневом саде», о «Макбете», – рассказывает Венсен Бодрийе. – И вдруг, по возвращении в Лондон, он звонит и объявляет, что начал репетиции «Мастера и Маргариты». Идея показалась мне абсолютно гениальной: так точно роман Булгакова соотносится с размахом сцены Папского замка, с присущей ему вертикалью небо – земля, прошлое – настоящее».

Год назад Макберни уже обращался к Булгакову: он поставил в Амстердаме оперу Александра Раскатова «Собачье сердце». «Мастер и Маргарита» в постановке Макберни идет в Лондоне уже с марта, хотя сам режиссер обещает, что для сцены Папского замка спектакль будет основательно переделан. На вопрос, кто для него Воланд, Макберни ответил уклончиво: «Не знаю, во всяком случае, я не думаю, что это дьявол. Но проблема, которая его занимает в романе, – изменились ли мы? – и для меня центральная, причем не только применительно к Москве 30-х, но и ко всем нам, живущим в 2012 году». Начиная репетиции, режиссер специально съездил в Москву, где не бывал с конца 80-х: «Еще тогда я влюбился в этот город, он сразу показался мне очень красивым, но не внешней красотой, а внутренней, красотой населявших его людей. Сегодняшняя Москва остается прекрасной, но одновременно в ней появилось что-то страшное».

Мощная русская линия на сцене Папского замка будет поддержана и чеховской «Чайкой», которую поставит француз Артур Нозисьель, из постоянного круга режиссеров Авиньонского фестиваля. «Эта «Чайка», – говорит Бодрийе, – начнется со смерти Артиста – смерти Треплева. Репетиции еще не начались, но, судя по тому, что Артур нам рассказал, я представляю себе большой мрачный бал – в память о Треплеве, о его любовной тоске, о его утопии нового театра». Размышления на тему новых театральных форм будут продолжены пьесой Луиджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора», которую поставит известный французский режиссер Стефан Брауншвейг.

Из режиссеров постоянного круга фестиваля ожидаются также Жозеф Надж, Кристоф Марталер и Томас Остермайер с «Врагом народа» – старая пьеса Ибсена оказалась снова созвучна эпохе. Не обойдется нынешний фестиваль и без почти обязательного присутствия Ромео Кастеллуччи: его новый перформанс будет инспирирован известным эпизодом из жизни Марка Ротко, который, получив баснословный контракт для оформления фешенебельного нью-йоркского ресторана Four Seasons, сначала хотел создать нечто такое, что навсегда бы отбило у посетителей аппетит, а потом и вовсе отказался отдавать свои произведения.