На языке пиццы

Мелоди и Рассел Штейн из Сан-Франциско глухие. Они общаются с миром посредством знаков, а также бумаги и ручки. Но это не помешало им создать успешный бизнес на высококонкурентном ресторанном рынке. Всего за несколько месяцев их пиццерия Mozzeria привлекла более 6000 посетителей

Сочетание высокой пробы. Роб Блэк

исполнительный директор ассоциации рестораторов Golden Gate:. «Очень здорово, когда кто-то делает инновационный проект в сообществе инвалидов. Конкурировать на социальном уровне и при этом предлагать весь спектр услуг – это действительно нечто особенное».

В пиццерии Mozzeria в Сан-Франциско посетителям сразу бросается в глаза набор клавиатур с маленькими экранами на стойке администратора. Они нужны гостям для общения с обслуживающим персоналом. Ведь добрая половина сотрудников ресторана – глухие люди.

Для многих клиентов клавиатура – первый знак того, что они попали в необычный ресторан. Владельцы пиццерии, супружеская пара Мелоди и Рассел Штейн, первые глухие предприниматели, которые открыли собственный ресторан в области залива Сан-Франциско. Да и по всей стране таких рестораторов немного.

Но Штейны не хотят, чтобы Mozzeria славилась только как ресторан глухих и для глухих. «Нам хочется, чтобы все приходили сюда есть пиццу», – объясняет 38-летняя Мелоди Штейн на языке глухонемых. В ресторане и в самом деле подают удивительно вкусную неаполитанскую пиццу, приготовленную в дровяной печи. Цена одного куска пиццы – от $12 и выше.

Мелоди родилась в Гонконге, а выросла в области залива Сан-Франциско. Она ресторатор в третьем поколении и о собственном деле мечтала с детства. Получив диплом в сфере гостиничного менеджмента в Университете штата Сан-Франциско, Штейн отложила мечты в долгий ящик и первую половину карьеры провела в Южной Дакоте, где работала в компании, предоставлявшей услуги в сфере налаживания коммуникаций глухих людей с окружающим миром.

«Не стоит ждать идеальных времен, чтобы начать какое-либо дело. В конце концов я поняла, что жизнь слишком коротка и что я должна сделать то, что хотела», – рассказывает Штейн. В ресторанах семьи Мелоди всегда предлагали китайскую кухню. Ее родственникам до сих принадлежит несколько ресторанов в Гонконге, а раньше у них был ресторан и в Сан-Франциско. Но супруги Штейн решили открыть пиццерию. Ведь это любимая еда Рассела Штейна.

В преддверии открытия пиццерии Штейн провела две недели в Италии, где обучалась искусству приготовления теста и соуса для пиццы. Тогда же она заказала дровяную неаполитанскую печь ручной работы, которую называет «Роллс-Ройсом» среди всех печей». Штейн была главным проектировщиком во время строительства здания ресторана, а сейчас отвечает за финансовые и технологические проблемы бизнеса.

Мелоди намеренно нанимала на работу глухих – начиная с официантов и заканчивая строителями. Причин на то было две: во-первых, глухие люди владеют языком жестов, во-вторых, им трудно получить работу в компаниях, которыми управляют люди с нормальным слухом.

Вести бизнес в столь публичном секторе, как общественное питание, оказалось непросто. Ведь поставщики и клиенты не привыкли работать с глухими. Недавно один представитель городской администрации заглянул посреди дня в пиццерию Mozzeria и, не подозревая о глухоте Мелоди Штейн, начал требовать с нее кое-какие официальные документы. Штейн не могла его понять. Она взяла ручку и бумагу и начала писать, чтобы как-то объясниться. Женщина рассказывает, что некоторые поставщики игнорируют ее и пытаются обратиться напрямую к тем работникам кухни, которые хорошо слышат. «У повара предварительного приготовления нет ответов на их вопросы. Ведь владелец ресторана я, и именно со мной они должны разговаривать. Я считаю, что должна решительно противиться таким выходкам», – поясняет она.

Штейн изобрела несколько креативных способов разрушения коммуникационных барьеров. К примеру, на кухне, где здоровые повара работают вместе с глухими, сотрудники используют доски для маркеров. Они пишут на них то, что хотели бы сказать.

Поставщики тоже нашли способы напрямую общаться со Штейн. Они пишут ей сообщения на клочке бумаги или печатают их на клавиатуре у стойки администратора или на ее айпаде. Посетители, которые не знают языка жестов, тоже общаются с глухими официантами посредством карандаша и бумаги или показывают им блюда в меню.

Штейн говорит, что банки, к которым она обращалась, не хотели вкладывать средства в ресторан. Поэтому они с мужем использовали в качестве стартового капитала собственные сбережения, а кроме того, договорились с несколькими частными инвесторами.

Mozzeria конкурирует в округе Мишин с двумя известными пиццериями, Delfina Pizzeria и Little Star Pizzeria. Обе расположены на расстоянии шаговой доступности от заведения супругов Штейн. Некоторых клиентов манера общения в Mozzeria раздражает. Но чаще гости положительно отзываются об опыте посещения пиццерии и о пицце, которую там ели.

«Я не понимала, что пиццерией владеют глухие люди и что работают там тоже глухие, пока сама не побывала в ресторане», – делится своими впечатлениями Сэнди Чар, инженер – разработчик компьютерных программ из Сан-Франциско. Чар хотела заказать салат и пиццу «Маргарита». Она нашла блюда в меню и указала на них официанту. Но часть заказа в меню описана не была. «Официантка достала бумагу и ручку, и все прошло гладко», – рассказывает женщина.

За почти четыре месяца со дня открытия Mozzeria обслужила более 6000 клиентов. Скоро ее посетит семитысячный гость. По словам Штейн, выручка ресторана уже должна приблизиться к тем цифрам, которые она запланировала. Но предпринимательница до сих пор вносит коррективы в бизнес-процессы компании, например регулирует расходы на продовольствие и персонал. Пиццерия пока не приносит прибыли, но это типично для данной стадии развития небольшого предприятия общепита.

Большинство первых клиентов ресторана были глухими. Но теперь пиццерию все чаще посещают обычные люди. Как правило, им и в голову не приходит, что в ресторане работают слабослышащие, рассказывает Штейн.

«У нас много постоянных клиентов, и мы прекрасно понимаем друг друга», – улыбается Штейн.