Renault-Nissan укореняется в России

Renault-Nissan через полтора года получит контроль над «АвтоВАЗом». За очередные 25% акций альянсу придется заплатить двойную цену – $750 млн. Впрочем, блокирующий пакет «АвтоВАЗа» четыре года назад обошелся Renault еще дороже – в $1 млрд
А.Махонин/ Ведомости

Renault-Nissan, «Ростехнологии», «Тройка диалог» и «АвтоВАЗ» договорились о передаче контроля над предприятием французско-японскому альянсу, объявили вчера компании. До конца года «Ростехнологии» и Renault создадут СП, в которое внесут доли в «АвтоВАЗе» (сейчас у компаний 29 и 25% капитала соответственно). В следующем году Renault внесет в СП $300 млн, а Nissan – $450 млн. «Ростехнологии» же пролонгируют большую часть выданных за счет государства беспроцентных кредитов (46 млрд руб.) «на значительный срок», говорится в сообщении партнеров. Оставшиеся 7 млрд руб. «АвтоВАЗ» вернет за счет продажи непрофильных активов. К концу следующего года СП Renault-Nissan и «Ростехнологий» выкупит всю долю «Тройки диалог» в «АвтоВАЗе» (20,5%). В итоге у СП будет 74,5% «АвтоВАЗа», а у Renault-Nissan в совокупности – 67,13% этого СП, что дает контроль над 50% плюс 1 акция автозавода в Тольятти, сообщили партнеры.

Renault и «Ростехнологии» внесут в СП равные по стоимости пакеты акций «АвтоВАЗа», рассказал «Ведомостям» источник, близкий к одному из акционеров предприятия. Таким образом, поначалу доли в СП будут равными. Но затем компания проведет допэмиссию на $750 млн в пользу Renault и Nissan. После этого доля альянса в СП вырастет до 67%, а «Ростехнологий» снизится до 33%. Полученные средства будут целиком потрачены на выкуп доли «Тройки диалог» и остатка пакета «Ростехнологий». Около $600 млн будет потрачено на пакет «Тройки диалог», а $150 млн – на покупку 4%-ного пакета у «Ростехнологий», уточняет представитель Renault-Nissan Оксана Назарова. В 2008 г. покупка 25% акций «АвтоВАЗа» обошлась альянсу в $1 млрд, напоминает она.

Премия за пакеты «Ростехнологий» и «Тройки диалог» будет «почти двукратная», говорит источник, близкий к одному из акционеров предприятия. Впрочем, он считает ее адекватной, так как Renault-Nissan получает контроль над «АвтоВАЗом».

«Ростехнологии» могут пролонгировать кредиты «АвтоВАЗу» на 20–30 лет, говорит источник в альянсе Renault-Nissan. Это будет весьма кстати. В отчете «АвтоВАЗа» за IV квартал 2011 г. сказано, что предприятие должно вернуть «Ростехнологиям» 28 млрд руб. в апреле 2013 г. и 25 млрд руб. в июне 2019 г. «Ростехнологии» получат право конвертировать долг в акции «АвтоВАЗа», говорит источник, близкий к одному из акционеров предприятия.

«Сделка отражает стратегические намерения сторон», – доволен собеседник «Ведомостей». Renault-Nissan как стратегический инвестор получает контроль, «Ростехнологии» как представитель государства снижают долю до блокирующей, «Тройка диалог» как финансовый инвестор выходит из проекта. Стратегия «Ростехнологий» – остаться с блокпакетом, добавляет источник, близкий к одной из сторон соглашения. Это нужно обеим сторонам, уверяет он. Это подтверждает и источник в Renault-Nissan. Альянс не намерен увеличивать долю в «АвтоВАЗе» ни за счет покупки доли госкорпорации, ни за счет выкупа акций с рынка, говорит он.

Создание СП между Renault-Nissan и «Ростехнологиями» «цементирует отношения» партнеров, говорит источник, близкий к одному из акционеров предприятия. Сформирован институт, позволяющий совместно управлять «АвтоВАЗом», назначать правление и гендиректора предприятия и проч., доволен собеседник «Ведомостей»: «Это совершенно иной уровень интеграции».

Будет ли СП объявлять оферту миноритарным акционерам, собеседник «Ведомостей» не сказал. Ответ на этот вопрос станет известен после подписания обязывающего соглашения в декабре, отметил он. Партнеры юрфирм «Юст» Артур Рохлин и «Нерр» Илья Рачков считают, что избежать ее скорее всего не удастся.

Сделка открывает блестящие перспективы и для самого «АвтоВАЗа», комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Предприятие получит доступ к новым технологиям и расширит модельный ряд, отмечает он. В 2011 г. «АвтоВАЗ» контролировал 23% российского автомобильного рынка. Тройственный альянс в обозримой перспективе станет доминирующим игроком, уверен Беспалов.