Плата за фасад

Чтобы сделать эффективнее управление портом «Морской фасад», администрация Петербурга меняет условия контракта с управляющей компанией

Договор с УК «Морской фасад», контролируемой группой First Quantum Виталия Южилина, ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» заключило в марте прошлого года, следует из документа на сайте порта. Минимальная плата за управление – 2 млн руб. в месяц, остальное зависит от темпов роста выручки порта, говорит председатель комитета транспортно-транзитной политики Алексей Бакирей. Сколько порт перечислил УК за управление в прошлом году, он сообщить отказался. УК получила около 15 млн руб., утверждает один из чиновников Смольного.

В июне совет директоров порта рассмотрит новый порядок оплаты, он будет предусматривать премию за рост EBITDA, говорит Бакирей. Выручка может существенно расти, как и затраты, что приведет к снижению прибыли, рассуждает Бакирей.

Руководство УК «Морской фасад» не против изменения условий сотрудничества, утверждает президент компании Серик Жусупов. Он не опасается снижения доходов. Раскрывать финансовые показатели работы порта до их официальной публикации он отказался, но сообщил, что в 2011 г. EBITDA выросла на 30% к 2010 г.

По данным отчетности ОАО «ПП СПб «Морской фасад», его выручка в 2010 г. – 260 млн руб., прибыль – 30,2 млн руб., валовая прибыль выросла по сравнению с 2009 г. примерно на 30% – до 97 млн руб.

Круизно-паромный порт «Морской фасад» запущен в прошлом году на намывных территориях Васильевского острова. С 2007 г. УК «Морской фасад» потратила на его строительство около 9,5 млрд руб. Городская администрация полностью выкупила облигации, которые УК выпускала с 2008 г., а после их конвертации в акции в 2011 г. стала владельцем порта.

В конце прошлого года компания St. Peter Line, организовавшая паромное сообщение с Хельсинки и Стокгольмом, предложила Смольному заменить оператора «Морского фасада». Она обвиняла УК в неэффективности – в частности, в отсутствии возможности перевозить на паромах грузовики через новый порт.

По мировой практике управляющие компании платят за право оперировать государственной инфраструктурой, а не наоборот, возмущается президент St. Peter Line Игорь Глухов. По его словам, обычно эта плата составляет 2–10% от выручки терминала. Рентабельность бизнеса по управлению пассажирским портом – до 30%, по сути, управляющая компания только принимает суда и берет с них плату за обслуживание, рассказывает Глухов. Оператор достался городским властям вместе с терминалом без конкурса, напомнил он.

Конкурс проводить не обязательно, формально порт – акционерное общество, говорит Бакирей. Эффективность работы доказывается объемом налоговых платежей – в 2011 г. порт перечислил в петербургский бюджет около 100 млн руб., в этом году сумма сохранится, утверждает Жусупов.

Самый честный показатель эффективности работы порта – пассажиропоток, считает директор ИА InfraNews Алексей Безбородов. «Морской фасад» принимает 70% круизных судов, заходящих в Петербург, пассажиропоток за 2011 г. – 417 000 человек, в этом году ожидается рост на 4%.