Советы консультанта: Бизнес будет, когда в вас поверят


Чем быстрее развивается рынок, тем острее становится вопрос эффективности организаций. Успешные команды работают не сами по себе, а под руководством лидера, которому верят. Тем не менее исследования Edelman Trust Barometer (2012) показали, что за последние четыре года общий уровень доверия к бизнесу упал на 9% и находится ниже уровня 2008 г., особенно на таких рынках, как российский. Только за последний год доверие к главам компаний в России сократилось на 20% (с 58 до 38%), а к чиновникам-регуляторам – на 24% (с 42 до 18%).

Структура взаимоотношений в коллективе и форма ведения бизнеса складываются сообразно стилю управления и поведению ее лидера. Будут ли отношения в команде продуктивными, а профессиональные навыки сотрудников дополнять друг друга, зависит только от лидера. Чем больше руководитель запугивает и наказывает подчиненных, чем чаще перекладывает свои ошибки на других, тем менее эффективно работает команда. Чем продуктивнее сам руководитель, тем эффективнее организация.

Каковы самые главные факторы для построения таких отношений? Вслед за финским исследователем Тарьей Кетола я предлагаю сфокусироваться на триаде: слова – действия – ценности. Важно, чтобы слова руководителя не расходились с его действиями, а те, в свою очередь, базировались на ценностях, понятных коллективу. Это утверждение относится не только к бизнесу, но и ко всем сферам деятельности, будь то политика, государственная служба, армия, наука.

Современная экономика требует не просто авторитарного управления, построенного на амбициях руководителя, но управления, нацеленного на увеличение эффективности команды, накопление и передачу знаний, построение сильных внешних и внутренних организационных связей.

Современный бизнес знает немало таких руководителей, как Ричард Брэнсон (Virgin) или Ингвар Кампрад (IKEA), – они вывели свои компании в безусловные мировые лидеры и их самих отличает прежде всего постоянство в словах, действиях и ценностях и только потом способность предвидеть будущее.

Основываясь на анализе почти сотни научных интервью, проведенных в период с 2009 по 2011 г. в российских и международных компаниях, я пришел к выводу, что доверие к руководителю также сильно зависит от того, насколько он понимает и разделяет взгляды своих сотрудников и как ведет себя в критических ситуациях. Интересно отметить, что чем больше критических ситуаций люди проходят вместе, тем больше они доверяют друг другу. Руководитель может мечтать об успешном развитии бизнеса, только если в него на самом деле верят его сотрудники.