Бизнес в поисках самого лучшего

Спрос на корпоративные программы обучения продолжает расти. Число предлагаемых ведущими школами менеджмента курсов за последние два года возросло на 15% и в 2012 г. достигло примерно 6200, число клиентов стало больше на 7%

Как читать таблицу

Для того чтобы попасть в рэнкинг, бизнес-школа должна получить доход не менее $2 млн в год от проведения корпоративных программ. Рэнкинг составлен на основе двух онлайн-опросов – школ и клиентов. Бизнес-школы указывают число топ-клиентов, которые затем опрашиваются. Различные аспекты программы оцениваются по 10-балльной шкале, в которой 1 балл соответствует оценке «неудовлетворительно», 10 баллов – «превосходно». Первые 10 критериев рэнкинга получены в результате опроса слушателей программ для руководящего звена компаний; следующие пять – самих бизнес-школ. Эти показатели ранжированы в убывающем порядке. Последние два критерия приведены в информационных целях и не влияли на рейтинг. Цифры в скобках показывают вклад каждого критерия в общий показатель в процентном соотношении. Вес показателей в первых девяти категориях определяется степенью их важности для клиентов. Подготовка (8,4) – уровень взаимодействия между клиентом и школой, степень интеграции в программу идей ее потребителей, а также эффективность интеграции результатов последних исследований, проведенных школой Дизайн программы (8,4) – гибкость курса и готовность школы привлекать к работе сторонних специалистов и практиков Методы преподавания и учебные материалы (8,0) – современность методов преподавания и материалов и их соответствие данному контексту; насколько хорошо выдержано соотношение между академической строгостью и практической значимостью Преподавательский состав (8,5) – качество преподавания и слаженность работы преподавательского состава в целях обеспечения целостности программы обучения Новые навыки и обучение (8,4) – важность приобретенных навыков для работы, легкость их внедрения, степень, в которой курс обучения поощрял новые способы мышления Уровень сопровождения (6,7) – уровень и эффективность сопровождения, предоставленные слушателям программы после ее окончания Достижение целей (8,6) – степень удовлетворения академических и бизнес-ожиданий и качество обратной связи между участниками программы и заказчиками Техническое обеспечение (7,0) – оценка качества и удобства учебной среды, а также сопровождающих ресурсов и оборудования Соотношение качества и цены (8,0) – рейтинг дизайна программы, уровня преподавания и качества учебных материалов с точки зрения соотношения их качества и цены Применение в будущем (8,0) – вероятность того, что клиенты выберут программу и школу в будущем Иностранные клиенты (5,0) – процент клиентов, головные офисы компаний которых находятся за пределами страны или региона базирования бизнес-школы Иностранные слушатели (3,0) – наличие слушателей более чем из одной страны Программы обучения за границей (4,0) – степень международного проникновения индивидуализированных программ обучения. Партнерские школы (3,0) – количество и качество программ, разработанных совместно с другими бизнес-школами Диверсификация преподавательского состава (5,0) – диверсификация преподавательского состава по национальной и половой принадлежности Общее число ответов – количество индивидуальных анкет, заполненных слушателями. Цифры в скобках показывают общее число лет, данные за которые включены в рейтинг Доходы от программ – доходы от программ в 2011 г. ($ млн, данные предоставлялись по усмотрению школы). Полученные значения базируются на среднем обменном курсе доллара в 2011 г.

В этом году в рейтинг таких программ, составляемый ежегодно FT, вошло рекордное количество бизнес-школ. Их число достигло 70, тогда как в прошлом году в рейтинг вошло 65 школ. Из этих 70 школ 59 попадают в рейтинг на протяжении всех трех последних лет.

Этот рост является индикатором увеличивающегося спроса со стороны корпораций на индивидуализированные программы обучения, которые предлагаются ведущими мировыми бизнес-школами. Число предлагаемых этими школами программ возросло на 15% и в 2012 г. достигло примерно 6200. Четверть от этого числа составляют новые программы для новых клиентов. Среднее число программ, предлагаемых европейскими школами, увеличилось с 97 в 2010 г. до 108 в 2012 г., тогда как в Северной Америке число программ возросло с 77 до 99. Однако в целом в мире их число сократилось со 110 до 107.

Число компаний, которые заказали программы в этих школах, возросло на 10% и за последние три года достигло уровня примерно 4000. За это время количество клиентов в Северной Америке увеличилось на 14% и достигло 1200, а в Европе – на 9% до показателя 1900. В мире же в целом количество клиентов возросло на 7% и достигло уровня 900. Одним из самых серьезных источников прироста программ для руководящего звена являются развивающиеся экономики, особенно в Южной Америке, Азии и на Ближнем Востоке. Однако в этих регионах компании часто обращаются за услугами признанных на рынке школ, расположенных за пределами региона.

В целом за два года в мире число программ, предлагаемых за пределами региона расположения самой бизнес-школы, увеличилось на 40%. И в настоящее время они занимают 15% рынка корпоративных программ обучения; при этом две трети из них – это программы, предлагаемые в Европе.

Перспективы на будущее выглядят хорошо. Около 40% клиентов планируют повысить расходы на образование для руководящего звена в течение следующих трех лет, и только 10% опрошенных FT при подготовке рейтинга компаний собираются сокращать свой бюджет.

Также ясно, что обычно бизнес-школы стараются справиться с возросшим спросом на их услуги без увеличения постоянных накладных расходов, таких, как расходы на преподавательский состав за счет привлечения приглашенных преподавателей или практикующих бизнесменов. В целом размер преподавательского состава остался неизменным.