Якунин не продает

РЖД снова хочет остановить продажу «Трансконтейнера»: «дочка» может пригодиться для нового проекта – единого оператора России, Белоруссии и Казахстана

«Трансконтейнер»

Крупнейший оператор по перевозке контейнеров в России. активы – 60 000 крупнотоннажных контейнеров (владеет и управляет), свыше 24 000 вагонов-платформ для их перевозки (около 60% общероссийского показателя), семь терминалов в России и Словакии. акционеры – РЖД (50% плюс 1 акция), Fesco (21,1%), ЕБРР (9,25%).

Приватизация «Трансконтейнера» нанесет «колоссальный ущерб международным приоритетам российской политики», передал вчера «Интерфакс» со ссылкой на источник в железнодорожной отрасли. Этот источник сообщил, что РЖД не хочет продавать 50% плюс 1 акция «Трансконтейнера», а передать в капитал объединенного логистического оператора России, Белоруссии и Казахстана. О том, что обсуждается такой оператор, президент РЖД Владимир Якунин говорил в феврале. Главный приоритет для трех стран – перевозки контейнеров (по маршруту Китай – Казахстан – Россия и дальше в Европу через Белоруссию), отмечал он. А министр транспорта Белоруссии Иван Щербо добавлял, что оператор может появиться в 2012 г.

То, что РЖД думает о такой схеме с «Трансконтейнером», «Ведомостям» подтвердил сотрудник РЖД, но детали не уточнил.

Приватизация «Трансконтейнера» обсуждается больше года. И РЖД с самого начала не хотела продавать весь свой пакет, хотя на этом настаивали Минтранс и Минэкономразвития. Монополия предлагала ограничиться 25%, причем не раньше 2013 г. (прошлой весной пакет был оценен в 10,7 млрд руб.).

Но теперь даже приватизация блокпакета, видимо, не устраивает РЖД: несколько миллиардов рублей, вырученные за актив, не компенсируют потерю инициативы России по созданию объединенного игрока для Таможенного союза, заметил вчера источник «Интерфакса».

Контролем в «Трансконтейнере» интересовались многие компании, в том числе миноритарий оператора – группа Fesco, а также UCL Владимира Лисина, «Сумма» Зиявудина Магомедова и Globaltrans.

Fesco против новой идеи: передача контрольного пакета «Трансконтейнера» в капитал никому не известной структуры явно станет отрицательным сигналом для рынка, отмечает вице-президент группы Станислав Вартанян, ведь акционеры оператора получали «неоднократные и недвусмысленные заверения в том», что компания будет приватизироваться с «использованием прозрачных рыночных механизмов».

Представители UCL, «Суммы» и Globaltrans от комментариев отказались. Сам «Трансконтейнер» считает идею РЖД логичной: если ее поддержит правительство, это облегчит транзитные процедуры и позволит странам Таможенного союза развивать контейнерный бизнес, говорит Виктор Марков, директор «Трансконтейнера» по правовым вопросам и управлению имуществом.

Что решат чиновники, пока не ясно. Минэкономразвития предложений от РЖД не получало и не оценивало, говорит сотрудник ведомства.