Дефицит ушел в оборону

Несмотря на возможный рост расходов бюджета и сокращение доходов, Минфин надеется снижать дефицит и к 2015 г. сделать его нулевым. Решение задачи упирается в оборонные расходы

Минфин ищет способы сделать бюджет бездефицитным, следует из предложений министерства по формированию бюджета на 2013–2015 гг. (документ процитировало агентство «Интерфакс», его содержание «Ведомостям» подтвердил чиновник Минфина). Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей». Пока это лишь рабочие материалы к одному из совещаний, в правительство они не направлялись и никакие решения не приняты, замечает чиновник Минфина.

Бюджет на этот год сверстан с дефицитом в 1,5% ВВП, на 2013 г. заложен дефицит в 1,6%, на 2014 г. – 0,7%, а в 2015 г. Минфин предлагает выйти на бездефицитный бюджет. При этом, по оценкам Минфина, доходы бюджета будут ниже запланированных: в 2013 г. – на 310,5 млрд руб., или 0,8% ВВП, в 2014 г. – на 449,6 млрд, или 0,9% ВВП. А часть расходных статей, наоборот, увеличивается из-за мер, объявленных президентом Владимиром Путиным в предвыборных статьях. Объем дополнительных расходов из-за обещаний Путина Минфин оценил в 686,7 млрд руб. на ближайшие три года.

Чтобы сбалансировать бюджет к 2015 г., можно урезать другие расходы, указывает Минфин, в первую очередь на оборону и правоохранительную деятельность (в бюджете на 2012–2014 гг. на эти две статьи приходится 29% расходов). Сэкономить позволит и «комплекс мер по сбалансированности пенсионной системы». Как именно могут быть сокращены эти расходные статьи, Минфин в расчетах не уточняет.

Ранее в рабочих расчетах по стратегии социально-экономического развития России до 2020 г. Минфин предлагал сэкономить, сократив штатную численность военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, увеличив срок службы для пенсии по выслуге лет, а также распространив систему обязательного пенсионного страхования на военнослужащих со ставкой тарифа 16% (сейчас им пенсия выплачивается из бюджета).

Обязательства по этим статьям действительно раздуты, считает Владимир Назаров из Института Гайдара, но есть и другие резервы для сокращения расходов. Например, в статье «Национальная экономика» (14,2% расходов бюджета) слишком много субсидий, замечает он.

На практике тенденция к наращиванию расходов все-таки сохраняется, констатирует главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева, ведь цена на нефть пока превышает $100 за баррель. Как только цена будет ближе к $80, дискуссии об экономии мгновенно прекратятся, полагает она. Стремиться надо не к нулевому дефициту, а к выполнению долгосрочных бюджетных правил, чтобы базовые расходные обязательства балансировались со средней многолетней ценой на нефть, считает Назаров, а дополнительные расходы, например на масштабные стройки, утверждать при более высоких ценах на нефть, если нет рисков разогнать инфляцию.